Классический танец (балет) и хореография для взрослых, начинающих и продолжающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающиххореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классический танец доступен каждому.
Попробуйте себя в балете!

хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Уроки хореографии для всех:
для взрослых, начинающих с любыми данными.
Индивидуальные занятия и минигруппы 2-3 чел.,
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих любое время (утро, день, вечер, выходные).
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Тел. (985) 640-64-16, м. Тимирязевская
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Добавить в избранное   Сделать стартовой
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Новости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Видео
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Словарь
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Уроки балета
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Обучение хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  О балете хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Учебное видео хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Академия русского балета (Хореографическое училище имени А. Вагановой)
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Московская государственная академия хореографии
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Пермский государственный хореографический колледж
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Другие классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Навигация по сайту хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Лента новостей
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты, обратная связь
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Отзывы и пожелания
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Поиск минигруппы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих   хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
15/09/2009 Московская Государственная академия хореографии. Историческая справка.


Московская Государственная академия хореографии является старейшим театральным учебным заведением Москвы.

В 1763 г. по указу Екатерины II был открыт Воспитательный дом.

В 1773 году при Воспитательном доме были впервые открыты «классы танцевания».

В 1779 году педагог Л. Парадиз подготовил первый выпуск воспитанников, получивших балетное образование, их славные имена вошли в историю московского балетного театра.

В 1784 году балетная школа Воспитательного дома и ее выпускники целиком перешли в ведение Петровского театра.

В 1806 году школа перешла в ведение Конторы императорских театров. Из реформированной школы Петровского театра было создано Московское императорское театральное училище. По «Положению о театральном училище», которое было введено в 1811 году, главной целью являлось «Усовершенствование Российских спектаклей, балетов, пополнение и, ежели возможно, составление оркестров, заменение иностранных художников театральными воспитанниками». В «Положении» ряд статей были посвящены подготовке артистов по специальным и общеобразовательным дисциплинам. Первыми педагогами в балетном отделении школы были итальянские и французские мастера, но уже в начале Х1Х века в школе наряду с иностранными учителями начинают преподавать русские педагоги и среди них выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог А.П. Глушковский, любимый ученик и последователь прославленного балетмейстера Ш. Дидло.

Назначение А. Глушковского балетмейстером, первым педагогом и руководителем театральной школы имело огромное положительное значение для дальнейшего развития московского балета. Ученики А. Глушковского и известной французской балерины и педагога Ф. Гюллень-Сор – Т. Иванова (Глушковская), Д. Лопухина, А. Воронина-Иванова, Е. Санковская, И. Лобанов в 20-30-40-х годах Х1Х века украшали сцену Петровского, а с 1825 г. – Большого Петровского театра (построен на месте сгоревшего Петровского театра).

В 40-х годах Х1Х века в стенах школы под руководством педагогов А.И. Ворониной, Ф. Монтассю, А.Ф. Смирнова, Д.И. Кузнецова и Ф.Н. Манохина воспитывались и созревали будущие замечательные танцовщики и танцовщицы, соединявшие в себе хореографическое дарование с большим артистизмом – такие как В Ф. Гельцер, П.П. Лебедева, С.П. Соколов, И.А. Ермолов, Ф.А. Рейнсгаузен, О.Н. Николаева. Огромное влияние оказывало на творческий рост общение учеников с великим русским актером М.С. Щепкиным, который преподавал в школе с 1832 года. Среди педагогов общеобразовательных дисциплин был известный критик и журналист Н.И. Надеждин, директором училища был Ф.Ф. Кокошкин – один из образованнейших людей своего времени, стремившийся поднять уровень образования в театральной школе на должную высоту.

Известный историк балета Ю.А. Бахрушин отмечал, «что в эти годы русский, а, следовательно, и московский балет самоопределился – теперь он обладал самобытным репертуаром, не зависимым от зарубежных балетных театров, русскими исполнителями и, что самое важное, национальной школой танца…»

Как известно, помимо артистов балета в Московском театральном училище с первых дней его образования готовили также артистов драмы, оперы и оркестра. Благодаря такому слиянию происходило взаимообогащение трех видов искусств, что приносило большую пользу всем ученикам.

В 1863 году был подготовлен проект нового устава театрального училища, предусматривавший весьма существенное его переустройство. Ученикам предлагалось образование: 1) физическое, 2) нравственное, «основанное на религиозных началах и соблюдении церковных обрядов», и 3) обучение наукам и искусствам.

В общее образование входили: закон божий, русская словесность, французский язык, арифметика, география, история и мифология, естественная история, рисование и чистописание, музыка – фортепиано и скрипка.

Специальный курс обучения балетному искусству составляли: танцы балетные, характерные и бальные, мимика, фехтование и «частная постановка и представление на театре училища небольших балетов». Впервые устав предусматривал составление подробных программ по всем общеобразовательным и специальным предметам. От преподавателей даже требовалось письменное изложение «методы, по которой они намерены преподавать избранные ими предметы в училище». Новым уставом были введены журнальный учет работы педагогов, ежедневная регистрация поведения учащихся, пятибальная оценка в науках и искусствах, меры поощрения для успевающих и меры исправительные для «нерадивых и шаловливых». Участие всех учеников балетного отделения в балетных спектаклях и на выходах в драматических спектаклях носило обязательный характер. В учебно-воспитательную жизнь впервые были введены начала коллегиальности. Все вопросы подлежали рассмотрению и предварительному решению ежемесячной конференции училища, в состав которой входили управляющий, инспектор, главный надзиратель, надзирательница и весь педагогический персонал.

Новый устав был введен в 1865 году, и все его статьи вошли в «Положение» 1888 года, которое оставалось практически неизменным до 1917г.

25 мая 1890 года вышла в свет «Инструкция» для Московского и Петербургского училищ, где определялась их цель: подготовка артистов и артисток для балетного и драматического искусств, в связи с чем вводилась новая организационная структура: балетное отделение и драматические курсы. Подготовка артистов оперы и оркестра была передана в созданные в Москве и Петербурге консерватории.

В конце 80-х годов Московское театральное училище уже зарекомендовало себя воспитанием в своих стенах нескольких поколений талантливых артистов, педагогов, балетмейстеров: это перешедшие на педагогическую и балетмейстерскую деятельность в прошлом великолепные танцовщики – С. Соколов, И. Ермолов, В. Гельцер и танцовщики – А. Собещанская, П. Карпакова, П. Лебедева, Л. Гейтен, Н. Домашев.

Конец 80-х годов ХIХ века отмечен творческим и организационным обновлением русского театра и театрального образования в Москве.

Прогрессивные демократические традиции Малого театра, этого «второго Московского университета», по словам Н. Островского, в эти годы находят свое наиболее глубокое и значительное выражение в творческой деятельности его ведущих актеров М. Ермоловой, А. Южина, Г. Федотовой. Создание К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко Московского Художественного театра, бурное развитие русской музыкальной культуры, так всесторонне и ярко проявившееся в произведениях П.И. Чайковского и членов «могучей кучки» Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, А. Бородина, М. Балакирева, открытие Мамонтовской оперы, где художниками были В. Серов, В. Поленов, М. Врубель, В. Васнецов, К. Коровин, утверждение в репертуаре Большого театра оперных и балетных произведений русских композиторов, расцвет творческой деятельности корифеев русского исполнительского мастерства Л. Собинова, А. Неждановой, Ф. Шаляпина, начало артистического пути великими танцовщиками Е. Гельцер, В. Тихомировым, А. Джури, Л. Рославлевой, начало балетмейстерской деятельности в Большом театре ученика М. Петипа А. Горского – все это не могло пройти мимо Московского театрального училища, педагоги которого были актерами московских театров.

В конце Х1Х века в жизни Московского театрального училища происходят ряд существенных изменений. В 1895 году впервые в истории русского хореографического образования была утверждена и положена в основу дальнейшего преподавания балетных танцев «Программа занятий балетными танцами», составленная артистом балета Мариинского театра В. Степановым. О такой программе мечтал еще А. Глушковский. В. Степанов был откомандирован в Москву дирекцией императорских театров для ознакомления московских педагогов и артистов Большого театра с разработанной им «Программой» и «Теорией записи танцев». Утвержденная «Программа», обобщающая и систематизирующая опыт хореографической педагогики в России, явилась первым документальным и литературным руководством московской школы.

В 1898 году балетное отделение училища было преобразовано, количество учащихся увеличивается до ста человек. Были учреждены совместные научные классы для мальчиков и девочек.

В эти годы в школе начинают свою многолетнюю деятельность В.Д. Тихомиров, А.А. Горский, В.А. Рябцев, В.И. Мосолова, педагоги М.М. Мордкин, А.Е. Валинин; на новых условиях приглашены были И.Н. Хлюстин, М.П. Станиславская, В.Ф. Гельцер, Н.П. Домашев. Крупнейшая заслуга в деле воспитания молодых артистов балета, педагогов, балетмейстеров принадлежит В.Д. Тихомирову.

После окончания Московского театрального училища в 1891 году по классу педагога И. Ермолова, В.Тихомиров совершенствовался некоторое время в Петербурге у известных педагогов Х1Х века Х. Иогансона, М. Петипа, Э. Чекетти, П. Гердта. Применяя основы, воспринятые у своих петербургских учителей, он заложил фундамент своего метода, продолжил, развил и обогатил традиции московской и петербургской балетных школ. В течение тридцати пяти лет он являлся педагогом московской школы, воспитав не одно поколение артистов московского балета. Урок классического танца В.Д. Тихомиров вел в сопровождении фортепиано, до этого момента уроки в школе велись только в сопровождении скрипки. К сожалению, предложение В.Д. Тихомирова ввести в программу специальных дисциплин изучение характерного танца не было поддержано дирекцией.

Свой метод преподавания В.Д. Тихомиров основывал на тех положениях, которые в дальнейшем вошли в методику преподавания классического танца в России. В одной из своих записей В.Д. Тихомиров оставил высказывание о сути русской школы классического танца: «…восприняв сокровища танца от своих предшественников (иностранных педагогов), она внесла много такого, чего там и не было».

В начале ХХ века школа претерпела сложные времена. Ставился даже вопрос о ее закрытии. К 1912 году закрылось драматическое отделение училища. Но, несмотря на все эти трудности, Московская балетная школа, благодаря работе В.Д. Тихомирова, Н.П. Домашева, Е.В. Гельцер и других, вырастила большое количество отлично подготовленных танцовщиков – С.В. Федорову, В.А. Рябцева, Л.А. Лащилина, М.Р. Рейзен, Л.А. Жукова, Е.Ю. Андерсон, Е.М. Адамович, В.В. Кригер, М.П. Кандаурову, И.В. Смольцова и многих других.

В 1920 году было принято «Положение» о государственной балетной школе и после двухлетнего перерыва, она возобновила свою работу. По новому положению, училище передавалось Большому театру. Во главе его встали ведущие артисты, которым принадлежала решающая роль в развитии московского балета этого времени – А.А. Горский и В.Д. Тихомиров.

Александр Алексеевич Горский – известнейший балетмейстер, ученик великого М. Петипа, педагог, с именем которого связаны лучшие достижения московского балета в эти годы. Творчески разносторонний человек, скромный труженик, он отдал всю свою жизнь, все свои силы на развитие балетного искусства и Московского хореографического училища.

В 1922 году В.Д. Тихомировым были составлены «Требования», предъявляемые к учащимся государственной балетной школы при переходных испытаниях, а также «Требования», предъявляемые к лицам, окончившим школу и желающим поступить в Большой театр. В.Д. Тихомировым была составлена Программа классического танца, преподаваемого в школе, вскоре им же была составлена программа музыкального образования. В.Д. Тихомиров по-прежнему был верен русской школе классического танца и вложил немало сил в сохранение классического наследия и развитие хореографического образования. Расширился список изучаемых предметов. В него вошли: история театра, история балета, история изобразительного искусства, история сценического костюма.

В 1922 году на сцене Нового театра в исполнении воспитанников училища был показан балет «Вечно живые цветы» Б. Асафьева, хореография А.А. Горского, в котором впервые была сделана попытка отобразить в балете современную жизнь.

Среди имен первых выпускников 20-х годов ХХ века – имена прославленных деятелей хореографии, известные теперь во всем мире: А.М. Мессерер, И.А. Моисеев, М.М. Габович, Н. Подгорецкая, Л.Д. Банк, В.В. Кудрявцева, Е.М. Ильющенко, Т.И. Устинова, Н.И. Тарасов, А.М. Руденко.

В школе преподают в прошлом ведущие танцовщики театра А.А. Джури, Е.И. Шарпантье, Л. Жуков; мимику и грим ведут крупный театральный деятель А. Петровский, В.А. Рябцев, Е. И. Долинская С.В. Чудинов, И.Е. Сидоров – прекрасный характерный танцовщик и мимический актер.

Постановка на сцене ГАБТ новых балетов «Красный мак» Р. Глиэра, «Пламя Парижа» Б. Асафева, «Лауренсия» А. Крейна, расцвет балета в национальных республиках, где в это время рождаются театры и хореогрфические училища, – все это, естественно, требовало и дальнейшего развития школы.

В 1931 году балетную школу реорганизовали в балетный техникум при Большом театре, т.е. она была преобразована в среднее специальное учебное заведение. Были созданы новые программы по специальным дисциплинам. Впервые в истории балета ставятся на научную основу вопросы обобщения огромного опыта, накопленного в области хореографического образования, впервые педагоги-хореографы приступают к аналитической работе. Создаются методические комиссии для выработки единой методики преподавания классического танца. Работа этих комиссий приводит позднее к организации в училище научно методического кабинета. Обязательными стали классы дуэтного и исторического танца, игры на фортепиано, ритмики, физкультуры, драматической выразительности, а также предмет «Хореодрама» (педагог И.А. Мосеев). Организовались специальные отделения для подготовки педагогов и балетмейстеров. Было введено обязательное семилетнее образование. К этому же времени относится и начало сотрудничества Московской и Петербургской балетных школ, так много давшее нашему балету.

С 1923-1924 учебного года в училище начинает преподавать ведущий артист балета Н.И. Тарасов, с именем которого связана серьезная работа по созданию научной методики классического танца.

Для обмена опытом в Москву приезжает группа петербургских педагогов во главе В.А. Семеновым: М.А Кожухова, А.И. Чекрыгин, М.М. Леонтьева, Е.П. Гердт. Так началось взаимопроникновение двух школ. Этот опыт не мог не сказаться положительно на всей учебе и творческой жизни московской школы.

В 1932-1933 учебном году силами школы был поставлен балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» в редакции А.М. Монахова и А.И. Чекрыгина. Спектакль завершился большим дивертисментом, в котором приняли участие ученики средних и старших классов. В 1937 году училище создает новый детский балет «Аистенок» на музыку Д.Клебанова, хореографы А.И.Радунский, Н. Попко, Л. Поспехин. Спектакль «Аистенок» был включен в репертуар Большого театра. В эти годы училищу удалось привлечь в свои стены видных балетмейстеров Л.В. Якобсона, К.Я. Голейзовского, В.П. Бурмейстера. Ведь в задачи предмета «Производственная практика» входило освоение спектаклей из репертуара Большого театра классического наследия, современных балетных спектаклей и постановок молодых балетмейстеров. Это позволяло учащимся знакомиться с различными хореографическими формам.

В 1933-1934 учебном году создается аспирантура с 3-х летним сроком обучения, которая в 1937 году была переименована в педагогическое отделение техникума. Это было нужное и важное начинание – артисты, закончившие свою карьеру танцовщиков, могли получить стройную систему педагогического образования. Отделение просуществовало до Великой Отечественной войны и внесло определенную лепту в хореографическое образование в стране.

В 1936 году в Московском хореографическом училище впервые открылось национальное отделение, а в 1939 году состоялся его первый выпуск. Обучение велось в сжатые сроки. Успеху в работе МХУ тех лет способствовал талантливый состав педагогов: В.А.Семенов, который был Художественным руководителем училища с 1931 года, А.М.Монахов, А.М.Мессерер, С.М.Мессерер, А.И.Чекрыгин, Е.П.Гердт, Н.И.Тарасов, Е.И.Долинская, Л.И.Рафаилова, Т.С.Ткаченко, Е.А.Лапчинская, А.М.Руденко, В.Д.Голубин, А.А.Царман, А.В.Кузнецов, А.А.Варламов, П.А.Гусев. Из выпускников 30-годов ХХ века ведущее положение в театре заняли О.В.Лепешинская, С.Н.Головкина, И.А.Тихомирова, Л.К.Черкасова, Ю.Н.Кондратов, А.В.Чичинадзе, Е. Г.Фарманянц.

После удачного выпуска 1933 года педагоги школы начинают уделять внимание специальному и общему образованию. Теперь в школе изучают математику, физику, химию. Расширяется преподавание специальных теоретических дисциплин – истории театра и балета, изобразительного искусства.

В 1938 году на Всесоюзном совещании хореографических училищ страны обсуждалась единая программа и единый метод обучения преподавания классического танца, который до сих пор отсутствовал в школах. На совещании было рассмотрен важный и обширный круг вопросов:

  • о подготовке кадров преподавателей для училищ,
  • о взаимоотношениях театра и школы,
  • об изучении танцевального фольклора,
  • о применении системы К.С. Станиславского с учетом особенностей и специфики хореографии,
  • о совместной педагогической работе педагогов-специалистов и педагогов общеобразовательных дисциплин,
  • о более сжатых сроках обучения талантливых
  • детей.

В результате этого в МХУ и была создана экспериментальная группа с шестилетним сроком обучения, первые выпуски которой подтвердили правильность этого начинания.

Результатом научно-исследовательской работы, проводимой в эти годы в училище, было создание первого учебно-методического пособия по классическому танцу – «Методика классического тренажа», авторами этого труда, подготовленного научно-исследовательским кабинетом училища и изданного в 1940 году, были педагоги Н.И. Тарасов и А.И. Чекрыгин, В.Э. Мориц.

В том же году училищем был подготовлен к изданию историко-литературный труд о Московском театральном училище – «Воспоминания балетмейстера» А.П. Глушковского (публикация и вступительная статья Ю.И. Слонимского, под общей редакцией художественного руководителя училища П.А. Гусева).

Ровно через месяц после Выпускного концерта училища началась Великая Отечественная война. Училище было эвакуировано в г. Плес на Волге, где 15 педагогов и 155 учеников находились до осени 1942 года. Два года, проведенные в эвакуации, были серьезным испытанием для всего коллектива школы. Несмотря на трудности – недостаток помещения для работы, неприспособленность его для занятий специальными предметами, отсутствие в первое время музыкального инструмента, нот, затруднения с отоплением и прочее, – учебный год начался в обычно установленный срок. В течение этих двух лет шли занятия по общеобразовательным и специальным дисциплинам, была подготовлена концертная программа для выступлений в госпиталях, в колхозах, в местных школах. Балетмейстер К.Я.Голейзовский, который эвакуировался вместе со школой, поставил балет «Ёлка Деда Мороза». Среди участников спектакля – ученики Р.Стручкова, А.Лапаури, И.Дашкова, Л.Крупенина и много других известных в будущем имен.

За годы войны школа постаралась сохранить все ценное, что было накоплено, и продолжить свой путь дальше. В 1944 году на сцене Большого театра состоялся первый выпускной концерт училища после войны. Среди выпускников была блистательная Майя Плисецкая.

Составляя программу выпускного концерта, директор и художественный руководитель училища Н.И.Тарасов писал: «Вся программа должна явиться показом методов работы училища, воспитывающего свои кадры в лучших традициях русского классического балета и стремящаяся создать на этой основе новые художественные ценности».

В 1947 году Московским и Ленинградским хореографическими училищами был снят полнометражный фильм о методике преподавания классического танца, авторами сценария были великие педагоги А.Я. Ваганова и Н.И. Тарасов.

С 1948 года в школе возобновляется работа научно-методического кабинета, в которой участвует весь состав преподавателей специальных дисциплин. К руководству отделениями классического танца привлекаются старшие педагоги училища: по женским классам – М.А. Кожухова, по мужским – Н.И. Тарасов.

В 1948 году в училище открывается специальная кафедра народно-характерного танца, которой руководит А.В. Кузнецов. На кафедре создается программа изучения целого ряда танцев народов России, продолжается работа над академическим характерным танцем, входящим в репертуар театра, упорядочивается и дальнейшая разработка характерного экзерсиса (станок и середина). На основе практической работы педагога в классе в процессе детальных коллективных обсуждений подвергается углубленному изучению система преподавания специальных дисциплин в училище. Тщательно пересматриваются и совершенствуются учебные программы, в которых закрепляется важный раздел – об обязательном прохождении театрального репертуара, налаживается связь школы с театром, прерванная войной.

Ведется огромная работа по созданию спектаклей, концертных программ. Работа над репертуаром прививает так необходимые ученикам сценические навыки, знакомит с историческими стилями, способствует развитию танцевальности, артистической выразительности и общему художественному совершенствованию.

В 1946 году состоялась премьера балета «Снегурочка» П. Чайковского и концертного номера «Суворовцы», которые были поставлены для школы молодым талантливым хореографом и педагогом школы В.А. Варковицким. В 1949 году педагог старших классов А.М. Мессерер ставит 3-ий акт балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и дивертисмент. В 1949 году показана новая работа училища – 2-ой акт балета П. Гертеля «Тщетная предосторожность». В 1951 году был подготовлен балет в 3-х действиях П.И. Чайковского «Щелкунчик», хореография В. Вайнонена, и балет «Тщетная предосторожность».

В школе работают педагоги Н.И.Тарасов, Е.П.Гердт, А.М.Мессерер, С.М.Мессерер,Т.С.Ткаченко, М.В.Васильева-Рождественская, М.А.Кожухова, А.В.Кузнецов, М.Т.Семенова, В.Е.Яновская.

В эти годы на сцены театров Москвы и других городов выпускаются Н.Фадеечев, А.Богуславская, Б.Хохлов, И.Уксусников, Г.Ледях, М.Лиепа, Л.Богомолова, Г.Ситников, М.Конратьева. Л.М.Лавровский на обсуждении государственного экзамена сказал: «Любой театр, в который они попадут, получит высококвалифицированные кадры. Для педагога это очень большая удача и для школы это радостное явление».

В 1960 году директором Московского хореографического училища стала только что завершившая сценический путь известная балерина С.Н. Головкина. Через 27 лет после окончания Московского училища она вернулась в него вновь, обогащенная огромным опытом. С.Н. Головкина принесла с собой в школу глубокое понимание новых требований театра, широту кругозора, негаснущий творческий темперамент экспериментатора и фанатическую увлеченность новой профессией – профессией педагога.

Художественным руководителем был назначен Ю.Г. Кондратов – в прошлом выпускник Московского хореографического училища, ведущий солист Большого театра.

С первых дней школа включилась в работу: готовился новый учебный план в связи с переходом школы с девятилетнего на восьмилетнее образование.

В сентябре 1961 года вышло «Положение об открытии двухгодичных курсов подготовки педагогов для хореографических училищ». С 1962 года началась планомерная и постоянная работа по обучению будущих преподавателей танцевальных дисциплин. Лекции по специальным дисциплинам сочетались с практической работой в классах ведущих педагогов училища. За двадцать с лишним лет работы этих курсов их закончили педагоги, присланные на стажировку из всех училищ России. Многие из них и сегодня являются основным педагогическим составом училищ нашей страны и стран ближнего зарубежья.

Ждал своего обновления и репертуар училища. Необходимо было также рассмотреть вопрос о сценической практике и пересмотреть нормы занятости учащихся в спектаклях театров и, конечно, один из основных вопросов – строительство нового здания для училища на 2-ой Фрунзенской улице. Проект начала разрабатывать 12-ая мастерская «Моспроекта-1». Новое помещение было рассчитано на 600 человек учащихся, что позволило бы значительно увеличить прием одаренных детей из других городов и республик.

В 1964 году был утвержден новый учебный план. Срок обучения в школе сокращался с девяти до восьми лет. Пятый класс училища, который соответствовал восьмому классу общеобразовательной школы, становился рубежным, определяющим дальнейшую специализацию. Создавалось два отделения: классического танца и русско-классического танца. К этому времени были созданы новые программы по специальным предметам и перестроены программы искусствоведческих дисциплин. Освободившееся время отводилось на сценическую практику. В 1964 году художественным руководителем школы стал Леонид Михайлович Лавровский. Воспитанник Ленинградского хореографического училища, крупный балетмейстер, человек большой культуры, блестящий знаток классического танца, Лавровский глубоко понимал и жизнь школы во всей ее специфике, и задачи, которые перед ней стояли. С его приходом в школу, прежде всего, решались проблемы сценической практики. Весь свой талант, весь опыт Лавровский отдал школе. За три года его работы появились одноактные балеты «Танец цветов» Р.М. Глиэра, «Вальс» и «Болеро» М. Равеля, вершина творчества Лавровского в училище – «Классическая симфония» С. Прокофьева. Была им восстановлена и «Пахита» Л. Минкуса.

К работе в училище привлекали молодых балетмейстеров. В 1965 году на сцене Большого театра состоялась премьера спектакля училища «Цветик-Семицветик», музыка Е. Крылатова, балетмейстер О.Тарасова. Постановка вызвала положительные отзывы прессы.

1967-1968 учебный год начался в новом здании. Оно представляло все необходимое для жизни и учебы будущим артистам балета. Новое помещение, рассчитанное на 600 человек, позволило значительно увеличить прием одаренных детей из других городов и республик.

В 60-70 годы ХХ века большое место в творческих поисках, которые вело училище, занимали вопросы преподавания актерского мастерства, так как сокращение обучения на один год заставило педагогов искать новые методы и формы обучения. В младших классах был введен курс гимнастики, специально выработанный училищем совместно с Научно-исследовательским институтом физиологии детей и подростков и Институтом физической культуры.

Ширились и крепли связи московской школы с хореографическими училищами страны. Со всех концов съезжались в Москву педагоги-хореографы, чтобы перенять опыт своих коллег. В 1964 году приказом Министерства культуры СССР на Московское академическое хореографическое училище возлагаются обязанности методического центра страны. Педагогов школы приглашают к себе хореографические школы Канады, Дании, Финляндии, Швеции, Монголии, Польши, ГДР.

В эти годы в школе преподает прекрасный состав педагогов: С.Н. Головкина, П.А. Пестов, Л.Т. Жданов, Н.В. Золотова, Б.Г. Рахманин, И.В. Уксусников, Г.Н. Кириллова, Г.К. Кузнецова, Н.В. Беликова, И.А. Воронина, И.С. Ивлиева, Е.Г. Фарманянц, К.С. Зацепина, К.Б. Рихтер, Е.Б. Малаховская, Н.В. Чистова, Л.С. Литавкина, Л.К. Черкасова, А.В. Жуков, Е.А. Лапчинская, Л.И. Рафаилова, А.А. Климов, Е.П. Валукин, В.А. Кошелев.

В 70 годы ХХ века Московское академическое хореографическое училище начинает снимать фильм «Основы классического танца», ставший уникальной работой всего педагогического состава и учащихся академии с первого по выпускной класс. В фильм вошли разделы: экзерсис у станка, экзерсис на середине, прыжки, вращение, сценическая практика. Продолжительность каждой из частей – 60 минут. Авторы первых частей сценария фильма – С.Н. Головкина и Л.М. Лавровский. В репетициях и съемках были заняты ведущие педагоги, исполняли движения ученики школы, многие из которых теперь известные деятели хореографического искусства – М. Леонова, А. Богатырев, В. Гордеев, М. Дроздова.

Состоялись успешные гастрольные поездки Училища по городам страны - Орехово-Зуево, Ижевск, Воткинск (музыкальный фестиваль на родине П.И. Чайковского), Ленинград, Кишинев и за рубежом – Италия, Париж-Лондон, Испания, Монако, США.

«2 декабря, полночь. Последние выступления юных солистов Московского академического хореографического училища заканчиваются криками «виват». Труппа, представленная вне конкурса, получает Grand Prix Парижа.V Международный фестиваль танца завершается триумфом», -писала газета «Журналь де Женев» в 1967 году. Среди участников поездки были ученики выпускного класса М. Леонова, В. Гордеев, М. Дроздова.

В начале 70-х годов в репертуаре училища появились два новых балета: «Наш двор» на музыку Т. Хренникова, хореография Н. Касаткиной, В. Василева и «Русская сказка» на музыку М. Чулаки, хореография А. Дементьева. В 1971 году «За заслуги в деле подготовки хореографических кадров» Московское академическое хореографическое училище было награждено Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1973 году школа отметила 200-летие со дня основания. Училище поздравили все балетные театры и школы мира. Выпускники, ставшие известными артистами, педагогами, балетмейстерами в этот день со сцены Большого театра произнесли напутствие своим юным коллегам: «Всегда берегите прекрасные традиции нашей родной школы и помните о вечной обязанности самозабвенно трудиться во имя нашего великого искусства».

В 1977 году состоялась премьера балета Л.Делиба «Коппелия», в 1979 году – «Тщетная предосторожнеость» П.Гертеля, постановка АА.Горского в новой редакции С.Н.Г оловкиной, А.И.Радунского, М.С.Мартиросяна. Обращение школы к балетам, являющимся классическим наследием хореографов мира, стало возможным благодаря высокому уровню подготовки в училище. Эти годы дали балетному театру России и мира Н. Бессмертнову, М. Лавровского, Н. Сорокину, Ю. Владимирова, Б. Акимова, М. Леонову, М. Дроздову, В. Тедеева, В. Кириллова, А. Михальченко, В. Деревянко, И. Мухамедова, В. Моисеева, В. Деревянко, А. Фадеечева.

В 60-70 годы ХХ века на базе Московского академического хореографического училища были проведены Всесоюзные смотры хореографических училищ страны – в 1961г., 1965г., 1969г., 1976г.

Училище также принимало участие во всесоюзных семинарах:

  • по преподаванию классического танца в младших, старших и средних классах в Москве и Перми в 1971г., 1972г., 1976г.;
  • по преподаванию народно-сценического танца в Киеве, Ереване, Риге в 1966г., 1971г., 1981г.;
  • по преподаванию дуэтно-классического танца в Ленинграде в 1966г.;
  • по историко-бытовому танцу в Ленинграде в 1978г.;
  • по актерскому мастерству в Ереване в 1967г.;
  • по сценической практике в Киеве в 1972г.;
  • в конференциях по комплексной проблеме «Профессиональное обучение хореографии и психофизиологические особенности подростка» в Перми в 1975г.,1978г.;

Смотры и семинары были продолжены и в 80-ые годы. В 1987 году состоялось первое в истории совещание-семинар руководителей хореографических учебных заведений социалистических стран по программе «Современное хореографическое образование: Проблемы и перспективы развития». Смотры и семинары являлись для всех училищ школой, где можно было поучиться и воочию увидеть, как сохраняются лучшие, прогрессивные традиции школы русского балета, как идет процесс подготовки будущих артистов, и решить многие проблемы, которые были связаны с профессиональным обучением. В итоговых материалах конференций всегда отмечалась высокопрофессиональная, творческая работа коллектива МАХУ.

В конце 80-х годов ХХ века Московским академическим хореографическим училищем были открыты: «Институт русского балета» в Японии, г. Токио (1989-1999гг.); Летняя школа балета в США, штат Колорадо, г.Вэйл (1990-1999); Школа балета в Турции, г. Стамбул (1997-1999).

Ведущие педагоги училища С.Н.Головкина, М.К.Леонова, П.А.Пестов, Л.Т.Жданов, И.В.Уксусников, Г.К.Кузнецова, И.Ю.Сырова, Е.Г.Фарманянц, Н.А.Вихрева, В.Н.Куликова, А.И.Бондаренко вели уроки по специальным дисциплинам, представляли мастер-классы, ставили развернутые концертные программы, включающие фрагменты из балетов классического наследия. Слава Летних балетных курсов в США была так велика, что их посетил Президент США Б.Клинтон.

К концу ХХ века о Московском академическом хореографическом училище говорят уже как об уникальной Академии, воспитавшей не одно поколение служителей Терпсихоры. На самом столь обыденном слове «школа» можно сделать по меньшей мере два акцента: школа как учебное заведение, дающее своим питомцам основы знаний, и школа как система определенных достижений, особое, яркое направление в развитии отечественного искусства. Вот почему в 1987 году был открыт Московский государственный хореографический институт (МГХИ) на базе Московского академического хореографического училища в соответствии с постановлением Совета Министров СССР «Об организации государственного хореографического института в г. Москве», № 012 от 26.01.87 г. Этим же постановлением МГХИ был отнесен к высшим учебным заведениям первой категории.

Приказом Министерства Культуры СССР № 701-к от 17.11.87 г. По согласованию с Минвузом СССР ректором МГХИ была назначена Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор С.Н.Головкина.

Во исполнение приказа Министерства культуры СССР «Об организации Московского государственного хореографического института Министерства культуры СССР» № 90 от 05.03.87 г. в 1988 г. был разработан и утвержден приказом Министерства культуры СССР № 56 от 05.02.88 г. Устав МГХИ.

В целях установления внешнеэкономических связей, развития международных контактов в области хореографического образования и искусства приказом Министерства культуры СССР № 359 от 08.09.89 г. были утверждены соответствующие дополнения к Уставу МГХИ. В 1989 г. МГХИ был занесен в Государственный реестр участников внешнеэкономических связей СССР № ПР-1145/1904 и получил соответствующее свидетельство.

В связи с утверждением в 1989 г. Гособразованием СССР нового Положения о высшем учебном заведении СССР и порядка его регистрации, Советом Московского государственного хореографического училища 14.12.89 г. был утвержден Устав учебного комплекса – «Московский государственный хореографический институт и Московское ордена Трудового Красного Знамени академическое хореографическое училище при Московском хореографическом институте» - Tne Bolscnoi Ballet Academy. Moscow», который был зарегистрирован Министерством культуры СССР 20.04.90г. под № 09-01/В-У.

Решение о создании в составе МГХИ кафедры хореографии было принято Министерством культуры СССР в 1988 г., приказ № 122 от 21.03.88г. В 1988 году это была единственная кафедра, объединяющая весь работающий в институте профессорско-преподавательский состав. С 1988 года и по настоящее время кафедрой хореографии МГХИ заведует Главный балетмейстер ГАБТа РФ, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственный премий профессор Ю.Н.Григорович.

МГХИ осуществлял подготовку кадров по четырем специальностям:

  • 05.05.00 – Хореографическое искусство. Срок обучения – 3,5 года. Форма обучения – очно-заочная Присваиваемая квалификация: Артист балета, педагог-репетитор. Год введения специальности - 1988.
  • 05.06.00 – Режиссура хореографии. Срок обучения – 5 лет. Форма обучения – очная. Присваиваемая квалификация: Балетмейстер. Год введения специальности – 1988.
  • 05.07.00 – Педагогика хореографии. Срок обучения – 4,5 года. Форма обучения – очная. Присваиваемая квалификация: Педагог-хореограф. Год введения специальности – 1988.
  • 05.09.00 – Инструментальное исполнительство. Специализации: 05.09.01. Фортепиано. Срок обучения – 4 года. Форма обучения – очная. Присваиваемая квалификация: Концертмейстер, преподаватель. Год введения специальности – 1991.

Правила приема в МГХИ были разработаны и утверждены в 1988 г. Уточненный их вариант по хореографическим специальностям – в 1994г.

С 1993 года на базе МГХИ открыт факультет повышения квалификации (письмо Министерства культуры РФ № 910-01-58/11-12 от 07.12.92 г.)

Приказом Госкомвуза РФ № 601 от 20.06.94 в МГХИ открыта ассистентура – стажировка по специальности 17.00.01 – Театральное искусство (хореография).

МГХИ с момента возникновения рассматривался как высшее звено образования, «надстраиваемое» над сложившимся средним специальным учебным заведением – Московским академическим хореографическим училищем, педагоги которого стали первыми штатными преподавателями института: Народная артистка СССР, профессор С.Н.Головкина, Заслуженный артист РФ П.А.Пестов, Заслуженные деятели искусств РФ Е.К.Фарманянц, И.А.Воронина, Л.А.Коленченко, А.И.Бондаренко, Л.Т.Жданов, Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Г.К.Кузнецова, Народная артистка РФ М.К.Леонова.

МГХИ привлекал для чтения лекций и проведения практических занятий ведущих преподавателей из различных учебных и научно-исследовательских заведений г. Москвы: Московского государственного университета, Российской Государственной академии управления, Российского института искусствознания.

В 1995 году по приказу Министерства культуры № 690 от 09.10.95 г. «О реорганизации Московского академического хореографического училища», училище было присоединено к Московской государственной академии хореографии на правах структурного подразделения. Приказ гласил: «Считать Московскую государственную академию хореографии правопреемником Московского академического хореографического училища».

В связи с реорганизацией МГАХ путем присоединения МАХУ к Академии по приказу от 14.05.96 и регистрации Устава МГАХ № 5136-2 от 14.05.96г. были организованы следующие кафедры: классического танца (женского), классического танца (мужского), дуэтно-классического танца, народно-сценического и историко-бытового танца, хореографии, музыкального образования, гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Были организованы цикловые комиссии: преподавателей общеобразовательных дисциплин и концертмейстеров; сохранился научно-методический отдел.

По новому штатному расписанию от 01.09.96 г. в Ректорат Академии входили Ректор, проректор по учебной работе, проректор по воспитательной работе, Художественный руководитель, помощник ректора по международным вопросам, ученый секретарь. Кафедры остались те же, но кафедра мужского классического танца и кафедра дуэтно-классического танца были объединены в кафедру классического и дуэтного танца.

По итогам проверки Московской государственной академии хореографии в 1999 году комиссия отметила: «Содержание профессиональных образовательных программ соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов по представленным к аттестации специальностям. Качество подготовки специалистов соответствует требованию государственных образовательных стандартов. Условия реализации профессиональных образовательных программ достаточны для подготовки специалистов по заявленному уровню». МГАХ была аттестована сроком на 5 лет (до 2005 года), но также отмечалось, что в ходе аттестации были выявлены недостатки, по которым Ректору МГАХ С.Н. Головкиной предлагалось «принять меры к их устранению».

В 2001 году исполняющим обязанности ректора Академии был назначен художественный руководитель балета Большого театра РФ Б.Б. Акимов. Но большая занятость в театре не позволила ему начать преобразования в Академии согласно требованиям времени.

В апреле 2002 года Конференцией МГАХ Ректором Московской государственной академии хореографии была избрана Марина Константиновна Леонова, которая к этому времени имела стаж в своей профессии около 35 лет. Выпускница академии и ГИТИСа, ученица великих педагогов и балетмейстеров современности, она начала свою педагогическую деятельность в Академии в 1991 году, закончив карьеру ведущей балерины ГАБТ РФ. Приход М.К. Леоновой в педагогику логичен и последователен, так как отражает ее академические интересы и знания. К 2002 году она уже зарекомендовала себя как талантливый педагог, репетитор, щедро впитавший исполнительское и педагогическое мастерство от своих наставников. Имена ее выпускниц хорошо известны в России и за рубежом. Многие из них стали ведущими балеринами и солистками Большого театра и театров оперы и балета зарубежных стран, лауреатами Международных конкурсов артистов балета. М.К. Леонова также является балетмейстером, возобновившим в Академии и в балетных школах Америки, Японии балеты, фрагменты из балетов классического наследия: «Шопениана» Ф.Шопена, «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Баядерка» (II акт) Л.Минкуса. Деятельность Народной артистки РФ профессора М.К.Леоновой отличается поиском новых форм совершенствования подготовки специалистов хореографического профиля и широкой эрудицией педагога-хореографа и репетитора, в совершенстве владеющего методикой этих направлений работы. К этому следует добавить признание профессиональных достоинств М.К. Леоновой в мировых балетных кругах. Она неоднократно представляла нашу страну в жюри Международных балетных конкурсов, в 2002 г. М. К. Леонова была членом жюри Международного конкурса артистов балета "Ваганова Рrix", в 2003 и 2004 г.г. была Председателем жюри в Токио и членом жюри конкурса в Люксембурге, давала мастер-классы в различных балетных школах за рубежом.

Уже в июле 2002 года в МГАХ было открыто заочное отделение для обучения по специальности 050700 «Педагогика хореографии». Необходимость принятия данного решения объяснялась огромным интересом и необходимостью получить профессиональные знания по данной специальности многих ведущих артистов балета и педагогов хореографических училищ Росси, имеющих за плечами большую сценическую и педагогическую практику и планирующих продолжить свою профессиональную деятельность в качестве преподавателей, репетиторов в хореографических учебных заведениях. На сегодняшний день на отделении обучается 50 студентов из России и других стран. Научное знание в области хореографии развивается. На очередь встала следующая задача: организовать аспирантуру, главной целью которой является подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации в Академии, способных развивать достижения отечественной и мировой школы балета.

В сентябре 2003 года была организована приемная комиссия для организации приема документов от поступающих в Московскую государственную академию хореографии для обучения по программам послевузовского профессионального образования по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (в области хореографии. среднего и высшего профессионального образования)», проведения вступительных экзаменов и зачисления в состав аспирантов и соискателей ученой степени.

Руководителем аспирантуры был назначен Заслуженный деятель искусств России, профессор Прибылов Г.Н., старшим методистом отдела – Мартыненко Е.А. Было набрано по результатам конкурсных вступительных экзаменов 4 аспиранта.

В МГАХ с 2003 года начал свою работу отдел послевузовского и дополнительного образования, в основные функции которого входит организация, проведение научно-методических семинаров по проблемам непрерывного образования, в том числе повышение квалификации и переподготовки специалистов в области хореографии. МГАХ ищет наиболее эффективные способы проведения данной работы.

По инициативе Ректора МГАХ М.К. Леоновой были возобновлены Всероссийские семинары повышения квалификации для преподавателей хореографических учебных заведений на базе МГАХ.

В МГАХ разрабатываются специальные программы проведения семинаров, преподаватели семинаров (а это ведущие педагоги Академии) проводят не только теоретические занятия, но и знакомят участников с практическим опытом работы. Всего за три года работы Академия провела 9 семинаров повышения квалификации. Сейчас Московская государственная академия – это высшее учебное заведение, славу которого создали его педагоги, выпускники, ставшие известными танцовщиками балетмейстерами, деятелями хореографического искусства.

Хронология важнейших событий истории
Московской государственной академии хореографии
• В 1773 по указу Императрицы  Екатерины II при Московском Воспитательном доме были открыты классы изящных искусств и среди них «Класс танцевания».
• В 1784 году Классы изящных искусств и класс танцевания были переданы в ведение антрепренера Петровского театра в Москве Михаила Медокса; была оборудована Театральная школа. В 1783 году Екатерина II подписала рескрипт об организации Особого комитета для управления театрами – 16 пункт рескрипта: «Под ведение комитета и директора иметь школу, в которой российские обоего пола должны учиться и приуготовляемы быть к театру Российскому, к музыке, к танцеванию и к разным мастерствам при театрах необходимо нужных».
• В 1806 году Театральная школа Петровского театра становится Московским Императорским театральным училищем с обучением балету, драматическому и музыкальному искусству.
• В 1888 году после ряда реформ Московское императорское театральное училище было преобразовано в Московскую Императорскую балетную школу.
• В 1920 году Наркомпрос утвердил «Положение о Государственной балетной школе». Школа переведена в ведение Большого театра.
• 1920-1931гг. Государственная балетная школа при ГАБТ.
• 1931-1932гг. Государственный московский балетный техникум при ГАБТ.
• 1932-1937гг. Государственный московский хореографический техникум при ГАБТ.
• 1937-1948гг. Хореографическое училище ГАБТ.
• 1948-1953гг. Хореографическое училище ГАБТ Всесоюзного комитета искусств при СНК/СМ СССР.
• 1953-1959гг. Хореографическое училище ГАБТ Главного управления по делам искусств Минкультуры СССР.
• 1959-1961гг. Хореографическое училище ГАБТ Министерства культуры РСФСР.
• 1961-1996 гг. Московское академическое хореографическое училище Минкультуры СССР (Постановление Совмина СССР № 212от 10 .03.61).
• В 1987 году организован Московский государственный хореографический институт с сохранением при нем МАХУ (Постановление Совмина СССР от 26 01 87 № 102; приказ Минкультуры СССР №90 от 08.03.87).
• В 1995 году МГХИ переименован в Московскую государственную академию хореографии (Приказ Госкомвуза РФ №661 от 05.05.95).
• 14.05. 96г. проведена реорганизация МГАХ, в результате которой МАХУ перестало существовать как юридическое лицо (Приказ Минкультуры РФ № 690 от 09 .10. 95).
• 21.02.2000г. МГАХ зарегистрирована как Государственное образовательное учреждение «Московская государственная академия хореографии» (Приказ Министерства Культуры РФ № 99).
• 25.06.2003 г. ГОУ «Московская государственная академия хореографии» зарегистрировано как Федеральное Государственное Учреждение Высшего профессионального образования «Московская государственная академия хореографии» (Приказ Министерства Культуры РФ № 888).
 

 
Ежегодник Московского Академического хореографического училища № 4 (1963 г.)
Ю. А. Бахрушин

ЗДАНИЯ МОСКОВСКОЙ БАЛЕТНОЙ ШКОЛЫ
В 1963 г. начнется постройка нового здания Московского академического Хореографического училища ГАБТа СССР.
В связи с этим событием небезынтересно припомнить тот долгий путь по Москве, который привел балетную школу в ее теперешнее здание на Пушечной улице. Облик Москвы неузнаваемо переменился, но по необъяснимой случайности все здания (за исключением одного), в которых помещалась балетная школа, до сего времени остались в относительной неприкосновенности.
На берегу Москвы-реки, поблизости от Устинского моста высится величественное здание бывшего Воспитательного дома. Задачей этого учреждения было «воспитание найденышей, сирот и детей несостоятельных родителей и создание из них полезных членов общества». Одновременно с ремеслами здесь преподавались и изящные искусства. В 1773 г. в этом доме и зародилась балетная школа. Поначалу искусству танца обучалось 80 детей. Но это количество вскоре снизилось до 30-ти, поскольку в школе было всего два педагога. Из стен этого здания вышли первые русские танцовщики: А. Собакина, Г. Райков, В. Балашов, ученики замечательного педагога Л. Парадиза.
В 1785 г. училище перешло в ведение частного театра Меддокса, расположенного на Петровской площади (место Большого театра). Обучение велось там как в самом театре, так и в зданиях, ему принадлежащих. Количество учащихся возросло до 104-х, и тем не менее, это был период упадка деятельности Московского балетного училища, т.к. преследуя коммерческие цели, театр все свое внимание обращал на поднятие сборов и пренебрегал постановкой обучения в школе.
В 1805 г. театр Меддокса сгорел. Однако балетная школа не прерывала своей деятельности и продолжала функционировать в одном из домов, принадлежащих Меддокса. На следующий год последовал царский указ об учреждении в Москве казенных театров. В 1810 г. балетное училище, став Императорским, перешло в старинный дом Раевского, более известный как дом боярина Троекурова в Охотном ряду. В настоящее время это здание реставрируется. Оно находится позади дома Совета Министров, во дворе Георгиевского переулка. Из этого здания во время отечественной войны 1812 г. школа, руководимая А. Глушковским, эвакуировалась на Волгу в г. Плес.
По окончании войны в 1814 г. школа расположилась в доме Апраксина на Арбатской площади, в начале нынешней ул. Фрунзе. В этом помещении школа значительно расширилась. Был создан учебный театр, на котором ученики давали публичные представления. В этом здании обучались будущие выдающиеся артисты московской балетной труппы И. Лобанов, Т. Глушковская и Е. Лобанова.
В 1818 г. школа переведена в дом Есипова на Волхонке. В этот период увеличивается количество учеников сперва до 40, а затем до 50. Из стен этого помещения были выпущены сестры Д. и В. Лопухины и А. Воронина-Иванова- ведущие танцовщицы Большого театра.
Дом Есипова становится тесен и в 1823 г. школа переезжает на Поварскую (ул. Воровского) в дом Балашова. Дом этот надстроен и сейчас в нем находится верховный Суд СССР. Здесь, помимо «казенных воспитанников», обучались и «экстерны» (т.е. дети, живущие по своим домам), количество которых порой бывало около 200. В этом здании преподавала выдающийся французский педагог Ф. Гюллер-Сор и отсюда вышли ее первые русские выпускники К. Богданов, Н. Пешков и Харламова-Карасева.
В 1829 г. училище снова переезжает в дом Толстого на углу Бол. Дмитровки (ныне ул. Пушкина) и кузнецкого переулка, где теперь помещается Центральная театральная библиотека. Этот дом приобретается правительством для училища - все предыдущие помещения нанимались в аренду. В стенах этого здания преподавал К. Блазис, бывал Ш. Дидло, в нем получили образование такие первоклассные артисты, как Т. Карпакова-Богданова, Е. Санковская, В. Гельцер и др. Актерское мастерство преподавал М. С. Щепкин. Здесь часто бывали М. Петипа и Л. Иванов. В 1865 г. балетному училищу было предоставлено более вместительное помещение бывшего училища кантонистов на углу Неглинной и Софийки ныне Пушечной ул). В настоящее время большую часть этого дома занимает театральное училище им. Щепкина, остальную часть - административные помещения и интернат Хореографического училища.
Новое здание вполне отвечало своему назначению. В нем разместились классы и танцевальные залы, интернат и учебный театр. При училище был обширный сад, тянувшийся до Китайгородского проезда, с прудом, на котором зимой устраивали каток. В этом помещении преподавали: Ф. Манохин, И. Ермолов, И. Никитин, Ж. Мендес, М. Станиславская. Из его стен вышли: Л. Гейтен, Л. Рославлева, А. Джури, Е. Гельцер, В. Тихомиров, Н. Домашов, М. Мордкин, В. Рябцев и др.
В 1904 г. на месте сада было воздвигнуто новое здание, в котором в настоящее время находится Хореографическое училище.
Это новое здание было всецело предоставлено училищу, а в старом помещении расположился интернат, учебный театр, административные и хозяйственные части и квартиры служащих. Новое здание было рассчитано на 80 человек учащихся. В его стенах обучались: В. Коралли, А. Балашова, А. Мессерер, И. Моисеев, О. Лепешинская, С. Головкина, М. Габович, Ю. Кондратов, М. Плисецкая, Р. Стручкова и другие. В нем преподавали; В. Тихомиров, А. Горский, Н. Легат, Н. Тарасов, В. Семенов, М. Кожухова, Е. Гердт и др. В залах училища тренировались: М. Кшесинская, П. Леньяни, А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нежинский, М. Семенова, Г. Уланова.
В 1941 г. в период Великой Отечественной войны училище было эвакуировано в г. Васильсурск на Волге, неподалеку от Плеса. По возвращении из эвакуации училище заняло свое прежнее здание. В настоящее время в этом здании учатся 360 человек и целое крыло старого здания отведено интернату, в котором размещено 60 учащихся из Союзных республик из-за рубежа. Деятельность Московского хореографического училища расширяется с каждым годом: увеличивается количество учащихся, открываются новые отделения.
Отсутствие необходимого количества классов, танцевальных залов и других помещений неблагоприятно отражается на работе училища, и новое здание стало насущной необходимостью.
Согласно выработанному проекту строящееся новое здание на 2-й Фрунзенской ул. Будет рассчитано на 630 учащихся, из которых 330 будут пользоваться интернатом. Запроектирован учебный театр, 20 танцевальных залов и целый ряд необходимых учебных кабинетов.


Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли

© 2005-2009 plie.ru
Классы |  Артисты |  Спектакли |  Словарь |  Обучение |  Контакты

Система Orphus
Ошибка или нерабочая ссылка? - Выдели ее и нажми CTRL-ENTER!