Классический танец (балет) и хореография для взрослых, начинающих и продолжающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающиххореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классический танец доступен каждому.
Попробуйте себя в балете!

хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Уроки хореографии для всех:
для взрослых, начинающих с любыми данными.
Индивидуальные занятия и минигруппы 2-3 чел.,
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих любое время (утро, день, вечер, выходные).
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Тел. (985) 640-64-16, м. Тимирязевская
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Добавить в избранное   Сделать стартовой
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Новости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Видео
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Словарь
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Уроки балета
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Обучение хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  О балете хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Учебное видео хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Академия русского балета (Хореографическое училище имени А. Вагановой)
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Московская государственная академия хореографии
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Пермский государственный хореографический колледж
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Другие классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Навигация по сайту хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Лента новостей
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты, обратная связь
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Отзывы и пожелания
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Поиск минигруппы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих   хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
20/09/2009 История Большого Театра

Большой театр - это символ России, блестящего мастерства ее талантливых исполнителей: вокалистов и артистов балета, композиторов, дирижеров, балетмейстеров. Это символ красоты и великолепия, высокого вдохновения и легкости гения. Большой - всемирно-известный русский музыкальный театр. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической исполнительской школы, в становлении русского балета. И, конечно, в первую очередь в становлении русского национального искусства.

Правления Алексея Михайловича и Петра I
Первый в Москве и в России театр европейского образца возник в 1672 г. при дворе отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича. В летней резиденции (в Преображенском) начали устраиваться спектакли, для которых была сооружена «Комедийная хоромина». Первыми актерами были иностранцы, через некоторые время стали набирать для обучения и русскую молодежь. Для зимних выступлений в 1673 было оборудовано помещение в Кремле. Сюжеты спектаклей брались из священной истории. Там же был поставлен первый балет. После смерти Алексея Михайловича театр был закрыт (в 1676 г.)
При Петре I в Славяно-греко-латинской академии существовал школьный театр. В 1702 на Красной площади было построено театральное здание («Комедиальная храмина»), где выступала приглашенная из Германии труппа. Театр был рассчитан на широкую публику, в нем ставились переводы пьес Мольера, Кальдерона и др. В 1706 он был закрыт, но спектакли ставились иностранными труппами, русскими любителями.

Правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны По заказу императрицы Анны Иоанновны в 1731 году архитектор В. В. Растрелли построил Театр на Красной площади. В нем гастролировали отдельные итальянские певцы, итальянская Комедия масок и первый в России симфонический оркестр, который царица создала сразу по восшествии на престол.
В 1741 г. на российский престол вступает Елизавета Петровна.
К коронационным торжествам в честь Елизаветы Петровны в Головинском саду в Лефортово архитектор А. П. Евлашев по проекту И. К. Коробова при участии Растрелли строит новый Зимний деревянный дворец. О роскоши его можно судить по описаниям современников: большой зал был украшен золотой лепниной, в центре зала бил огромный фонтан с бесчисленным количеством струй, окруженный позолоченным столом в форме императорской короны.

Старый деревянный театр
вблизи дворца
Елизаветы Петровны (18 в.)
Возвели также деревянный театр на каменном фундаменте - Оперный дом с четырьмя ярусами лож на пять тысяч мест. Такого великолепия Москва еще не видела! Театр располагался недалеко от дома А.В. Суворова, будущего генералиссимуса, на Покровской улице недалеко около реки Яузы, в непосредственной близости от царского дворца. Силами придворной оперы, симфонического оркестра и итальянских гастролеров здесь ставились оперные спектакли, привлекавшие всю Москву, – со сложнейшими сценическими эффектами, великолепными декорациями. Очередь за билетами занимали с утра, простаивая часами даже на самом лютом морозе. Иностранцы надивиться не могли пристрастию москвичей к отличнейшей, по их словам, музыке.
Известно, что в 1742 г. в репертуаре театра была итальянская опера «Милосердие Тита», а в труппе Саксонского короля на сцене Оперного дома пела мать знаменитого авантюриста Дж. Казановы. Просуществовал театр на Яузе до конца XVIII в.
Императрица Елизавета Петровна любила Лефортово, часто и подолгу жила в Головинских дворцах. Екатерина II вспоминает в своих записках, что 9 февраля 1744 г. ее представили Елизавете Петровне именно в Головинском дворце, на окраине Москвы, за Яузой. Екатерина описывает многочисленные балы в Лефортове, на которых, по странной прихоти Елизаветы Петровны, все дамы были в мужских костюмах, а мужчины - наоборот, в женских.
Головинский дворец сгорел во время пожара 1753 г. Тогда, по воспоминаниям Екатерины II, Елизавета Петровна лишилась 4000 платьев, множества драгоценностей и какого-то необыкновенного таза, осыпанного драгоценными камнями, купленного графом Румянцевым в Константинополе за баснословные деньги. Екатерина II пишет, что во время пожара ее удивило огромное количество крыс и мышей, которые цепочкой и не спеша спускались по ступеням, покидая горящий дворец. (Кажется странным, но в роскошных Головинских дворцах не очень-то заботились о чистоте и порядке.)
После пожара по приказу Елизаветы Петровны за шесть недель был возведен новый дворец, и встреча 1754 г. проходила опять в Лефортове. Отстраивал этот новый дворцовый комплекс архитектор Д. В. Ухтомский. По описи 1757 г., в этом дворце были, помимо Оперного дома, 175 комнат, а с 1762 г. - и Малый театр. Однако в ночь на 31 декабря 1771 г. и этот дворец полностью сгорел.


Кремленаград - план Московского
Кремля из атласа Блеу. Голландия.
(кликабельно)
Предыстория Большого театра.
На планах Москвы XVII столетия с большим трудом можно найти местность, занимаемую ныне Театральной площадью. Извилистая линия бегущей через площадь Неглинной речки, несуществующие теперь церкви, проезды и переулки - таким был старинный облик этого места. В XVII веке на высоком левом берегу Неглинной в пределах современной площади еще стояли водяные мельницы. И только в начале XIX столетия речка была заключена в подземные трубы.
В начале 1770-х гг. в Москве развивает активную деятельность по созданию театра отстраненный от руководства петербургским театром драматург А.П. Сумароков. Он хотел и на московской сцене представлять публике свои сочинения, являвшиеся безусловной новостью на отечественной сцене. Но круг зрителей, на который мог опереться Сумароков, был достаточно невелик. «Северный Расин», как звали Сумарокова, в предисловии к своей трагедии «Дмитрий Самозванец», с присущим ему сатирическим темпераментом, описал поведение московских зрителей во время представления его трагедии «Семира»: публика, занимающая места у оркестра, грызет орехи, в ложах обсуждаются светские новости за истекшую неделю, читают вслух газеты и письма, а в партере развлекаются борьбой «в кулачки». Но Сумароков пытался повлиять на зрителей. Он выпустил специальное обращение к ним, где просил о «благоволительном слушании публики, дабы автор мог давать свои драмы и впредь, ради удовольствия зрителей». Сумароковым был разработан и подан императрице «проект об учреждении театра московского», который предусматривал создание в Москве государственного театра под руководством самого Сумарокова.
В то же время права на содержание московского театра добивался и актер Дмитревский.
Но Екатерина II предпочла не им доверить руководство театром. Монополия на устройство публичных представлений в Москве была в 1772 году отдана иностранцу-антрепренеру Гроти. Не справившись с организацией театра, Гроти передал свои права аристократу, крупнейшему чиновнику князю Урусову, который пригласил к себе в компаньоны англичанина Медокса.
Историю театра принято вести с марта 1776 года, когда (17[28].03.1776г.) губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады».
Большой театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Ккнязь Урусов и его компаньон англичанин М.Е. Медокс создали труппу на основе существовавшей в 1766 – 1769 годы московской театральной труппы Н.С. Титова и театра Московского университета, с приглашением в нее крепостных актеров.
В театре Медокса ставились, помимо драматических, оперные и балетные спектакли. Разделения трупп не было, в оперных спектаклях принимали участие не только певцы, но и драматические актеры, нередко обладавшие великолепными вокальными данными. Здесь шли первые русские оперы: «Мельник - колдун, обманщик и сват» Соколовского на либретто Аблесимова, «Несчастье от кареты» Пашкевича (либретто Княжнина), «Санкт-петербургский гостиный двор» Матинского и многие другие. Из 25 русских опер, написанных в 1772-1782 годы, многие были поставлены на московской сцене (15 из них - впервые в России). Первые русские оперы были написаны на народно-бытовые сюжеты, они были изящны, мелодичны, в них использовалась красота русского обряда (свадебного, или масленичного, и пр.). Основное ядро балетной труппы составляли крепостные актеры князя Урусова и воспитанники московского Воспитательного дома. В отличие от петербургского придворного, московский балет формировался преимущественно как общедоступный. Москва хранила старину. По свидетельству современника, когда двор выезжал в Москву из Петербурга, то в обозе были актеры и балетмейстеры. Один из них, Анджьолини, познакомился в Москве с русскими плясками и составил балет с включением арий и хоров, который назывался «Забавы о святках». К концу XVIII века в Петровский театр стали возвращаться ученики Воспитательного дома. Первое положение заняли Арина Собакина и Гаврила Райков. В начале 90-х годов балетная труппа пополнилась крепостными актерами графини Е.А. Головкиной.

Улица Петровка и Театральная площадь.
Петровка – одна из древнейших улиц Москвы, ни разу не сменившая имени. Она сформировалась, как дорога от Кремля в сторону села Высокого и расположенного возле него Высоко-Петровского монастыря. Первоначально она представляла пустынную дорогу, идущую из монастыря в Кремль по правому берегу Неглинки, и шла параллельно реки до Троицких ворот Кремля.
Местность, где был основан Петровский монастырь, в глубокой древности называлось селом Высоцким (или Высоким) - по преданию, оно было одним из сел, принадлежавших знаменитому боярину Кучке, и до конца XVI столетия находилось за чертой города. Название его, вошедшее в имя Высоко-Петровского монастыря, происходит от высокого, крутого берега Неглинной, протекавшей рядом. По мнению ученых, в первой четверти XVI века рядом с монастырем на Петровке находился один из загородных дворцов великого князя Василия III с огромным садом, тянувшимся до границ нынешнего Садового кольца. Потом он был обращен в посольский двор. В петровское время здесь жили и губернатор Москвы, князь М. Г. Ромодановский, и сибирский воевода князь М. Гагарин. А князь И. Щербатов имел огромное владение на участке Петровки за бульваром, которое потом было отдано жандармерии, и в советское время именно там, на Петровке, 38, разместился Московский уголовный розыск.
В 1817 году начальная часть улицы была преобразована в Петровскую площадь по имени улицы Петровка. Затем она именовалась Цветочной, потому что одно время здесь велась оживленная торговля цветами. Современное название появилось в 20-х годах 19-го столетия, когда архитектор О.И. Бове построил на площади здания Большого и Малого театров. С 1919 по 1994 г. Театральная площадь называлась площадью Свердлова.

Наводнение в Москве в апреле 1908 г.
Там, где сегодня стоят здания Малого театра и ЦУМа (бывший "Мюр и Мерилиз"), текла река Неглинная, плавным изгибом пересекая наискось площадь. В 1516 году в южной части площади был выкопан большой пруд и построена плотина. Пруд через подземный тоннель питал водой крепостной ров на Красной площади.
До середины XVIII века из-за частых разливов Неглинной застраивалась лишь левая часть улицы (за исключением Петровского монастыря), а когда Неглинную заключили в трубу был плотно застроен квартал между Петровкой и современной Неглинной улицей, и Петровка обратилась в шикарную коммерческую улицу, соперничавшую с Кузнецким мостом.

Строительство
Большого Петровского
театра в 1780 г.
В начале XVI века рядом с московским Кремлем была завершена грандиозная работа по прорытию рва, соединившего две реки - Москву и Неглинку (Неглинную). С этого времени Кремль оказался на рукотворном острове, сделавшем его практически неприступным. Со временем водная преграда, защищавшая подступы к Кремлю, утратила стратегическое значение.
В начале XVI в. водами Неглинной был заполнен ров вдоль Кремлевской стены. На реке соорудили каменные плотины, образовав цепочку из шести связанных между собой прудов, которые использовали для разведения рыбы и для тушения пожаров. По берегам Неглинки располагались мельницы, кузницы, бани и мастерские. Имелось 4 моста: Воскресенский (его фрагменты обнаружены при археологических раскопках на Манежной площади в 1994 г.), 3-пролетный Кузнецкий, древнейшие Троицкий и Петровский (обнаружен при переустройстве сцены Малого театра).
В середине XVIII в. в связи с ростом населения и развитием промышленности вода в Неглинной, уже сильно загрязненная, дурно пахла; часть прудов, которые назывались Самотекой, решено было спустить.

Воробьев М. Вид Московского Кремля
(со стороны Каменного моста)
Постепенно ров стал обваливаться и зарастать, а берега Неглинки застраиваться банями, мельницами и кузницами. Появились плотины, превратившие русло речки в каскад прудов. Вот как описывал этот период в комментарии к литографии «Кремлевский сад и Манеж» художник О. Кадоля: «Когда-то Кремль был окружен рвами со стоячей водой и нечистотами, что очень портило вид и загрязняло воздух; эти два неудобства были устранены благодаря насажанным вокруг Кремля садам, которые в сочетании со стенами и башнями приобрели необыкновенную живописность». Но одних садов было бы мало для приведения мест в центре Москвы в порядок. Потребовалось полностью засыпать ров, а Неглинку упрятать в трубу коллектора. Выход этой трубы хорошо видно на картине М.Н. Воробьева «Вид московского Кремля со стороны Каменного моста». И в наши дни выступающую над водой выходную часть коллектора можно увидеть с Большого Каменного моста.

Вид бастионов
у Арсенальной башни Кремля.
Вид Московского университета
с набережной реки Неглинной
Во время войны со шведами в 1707-1708 гг. были произведены земляные работы по укреплению стен Кремля и Китай-города. В ходе строительства Неглинная была переведена в ров, расположенный приблизительно там, где ныне решетка Александровского сада, а ее русло засыпано землей, после чего там были возведены бастионы, которые были снесены лишь в 1819-1823 гг.
В XVII веке земля, на которой расположен сейчас Большой театр принадлежала С.К. Нарышкину, в середине XVIII века - кн. Б.В. Голицыну. Двор князя Голицина, стоявший на месте нынешнего Большого театра, был каменный и имел три этажа. В пожар 1773 года он сгорел и не восстанавливался. В 1776 году его купил губ. прокурор князь П.В. Урусов и англичанин М.Е. Медокс. Здесь князь Урусов начал строительство театра, который - по месту расположения на улице Петровка (на правом берегу регулярно разливающейся реки Неглинки) - был назван Петровским. Однако театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Медоксу. Именно Медокс, ставший полным владельцем этого участка с мая 1780 года, построил здесь за пять месяцев театральное здание - общедоступный Петровский театр (1780 г., арх. Х. Розберг). Позже Медокс пристроил с южной стороны зал «для танцев и машкерадов». Именно в это каменное театральное здание на месте современного Большого театра и перешел театр в 1780 году. Первая постоянная труппа в Москве была организованна из актеров ранее существовавшей московской театральной труппы, воспитанников Московского университета и из вновь принятых крепостных актеров. Петровский театр был открыт 30 декабря (10 января), накануне нового 1781 года, спектаклем А.О. Аблесимова "Странники". Первый балет-пантомима «Волшебная лавка» был поставлен балетмейстером Л. Парадизом и показан также в день открытия Петровского театра. Со временем театр утратил в названии упоминание об улице и вошел в историю как просто Большой.

Петровский театр. Архитектор
X. Розберг. Гравюра. 1780 г.
Знатоки говорили, что он превосходил "почти все знаменитые европейские театры" того времени. В нем было 110 лож, не считая галереи. Главный вход располагался со стороны нынешнего ЦУМа, слева устроили театральный двор для стоянки карет, а с другой стороны был трехэтажный жилой дом для артистов. Потом Медокс пристроил к театру грандиозный маскарадный зал высотою до 13 и диаметром до 28 метров, украшенный по периметру колоннами коринфского ордера и имевший 42 хрустальные люстры, расположенные по кругу. Этот зал вмещал до 4 тысяч человек.
Репертуар этого первого профессионального музыкального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли. Но особенным вниманием пользовались оперы, поэтому «Петровский театр» чаще называли «Оперным домом». Труппа театра не делилась на оперную и драматическую: одни и те же артисты выступали и в драматических и в оперных спектаклях. Это оказало влияние на формировавшуюся в то время школу оперных певцов, от которых требовалось в равной мере владение вокальным и драматическим искусством.
В театре ставили пьесы Бомарше, Дидро, Гольдони, Фонвизина, Княжнина, Озерова, первые русские оперы; декорации писали Пьетроди Готтардо Гонзага и Карло-Галли Бибиена. Среди артистов были С.Ф. Мочалов (отец), П.А. Плавильщиков, Е.С. и С.Н. Сандуновы, Я.Е. Шушерин.
В театре работали в основном итальянские балетмейстеры Ф. и К. Морелли, П. Пенюччи, Д. Соломони. Они ставили роскошные, эффектные спектакли. Но они являлись добавлением к драме или опере. Комические по содержанию, они нравились публике. Наиболее популярны были балеты с национальной тематикой: «Деревенская простота», «Деревенская картина», «Цыганский балет», «Взятие Очакова». В русском музыкальном театре второй половины XVIII века работали крупные итальянские художники. Оперные и балетные декорации создавались ими по одному типу. Это была помпезная рама для придворного зрелища: фасады или внутренние залы дворцов, огромные арки и своды, парки, украшенные купами деревьев, статуями, фонтанами, гавани с перспективой морской дали… Они воссоздавали не историческую среду и не географию, но общий стиль барокко. Стиль зрелищного спектакля. На рубеже XVIII и XIX веков ведущим художником русского музыкального театра стал Пьетро Гонзага. Его декорации уже не были так пышно-эффектны, в его оформлении сцены появились романтические оттенки - он создавал иллюзию архитектурных сооружений, лесных и горных местностей, водных пространств.
В это же время меняется костюм - жизненный и театральный. У женщин в быту исчезают тяжелые, скрывающие фигуру кринолины и появляются платья, спадающие мягкими складками и открывающие руки и шею. У мужчин входят в моду фраки и обтягивающие ноги панталоны. Громоздкие парики уступили место затейливым прическам. На смену башмакам с каблуками и пряжками пришли туфли на гладкой подошве. Сходным образом изменился и балетный костюм. У танцовщиков в балетах на фантастические темы появились короткие хитоны, у танцовщиц - длинные прозрачные туники. В других балетах стал отражаться и русский быт - русский костюм у танцовщиц стилизованно воспроизводил сарафаны и кокошники, а у танцовщиков - кафтаны, штаны, заправленные в сапоги. Появилась большая свобода в движениях, а значит, новые пластические движения.
Первым русским балетмейстером стал Иван Вальбрех, а для хореографа Шарля Дидло (француза, рожденного в Стокгольме) Россия стала второй родиной.
В 1784 году Петровский театр переходит в Опекунский совет, так как Медокс разорился (но был оставлен директором.)
Связи труппы Петровского театра (Большого театра) с народным музыкальным творчеством утверждали национальные черты исполнительского стиля на московской сцене. Этому способствовал и репертуар [Большого театра], состоявший, главным образом, из опер русских композиторов, написанных на национальные темы и проникнутых народным песенным творчеством. Самые значительные из них - оперы Михаила Соколовского «Мельник - колдун, обманщик и сват», Василия Пашкевича «Несчастье от кареты», «Санкт-Петербургский гостиный двор», «Скупой» и многие другие.
Петровский театр (Большой театр) отличала одна замечательная особенность, которой не знал в те годы ни один театр мира. Он имел совещательный комитет из ведущих актеров, который решал все творческие вопросы: принимал пьесы, составлял репертуар и распределял роли.
В 1806 году Большой театр стал государственным и вошел в ведение конторы Московских императорских театров. Крепостные актеры все получили вольную. Тогда же на сцене Большого театра появились произведения итальянских и французских композиторов. Ставятся и отечественные оперы композиторов Александра Алябьева и Степана Давыдова. На сцене театра выступали актеры Ожогин, Плавильщиков, Елизавета и Сила Сандуновы (владельцы прославленных московских бань).

Пожар 1805 г.
Петровский театр Медокса простоял 25 лет - 8 октября 1805 года перед началом спектакля за кулисами начался пожар, и здание Большого театра сгорело. С.П. Жихарев отмечает в своих записках: «…многие находятся в полном убеждении, что театр сгорел от того, что в воскресенье назначено было представление «Русалки», в котором столько чертовщины…» Медокс разорился, и его театр перешел в ведение казны. Так в Москве возник первый Императорский театр.
С апреля 1806 по январь 1825 года Большой театр ставил спектакли на различных театральных площадках. Труппа долго не имела постоянного пристанища и ютилась в домашних театрах московских вельмож. Вальбрех описывал один из таких театров: гнусный сарай, который был холоден и «дьявольски тесен», по полу было «ходить страшно, а не только танцевать... Здесь все уборные стоят в одной комнате, которую отгораживают ширмами для женщин».

В этот период спектакли с перерывами показывались и в правом театральном флигеле городской усадьбы конца XVIII в., принадлежавшей роду Пашковых на Моховой. Сейчас во флигеле дома А.И. Пашкова располагается церковь святой мученицы Татианы при Московском университете. В начале 1830-х гг. усадьба была приобретена университетом и перестроена под руководством архитектора Е. Д. Тюрина в 1833-1836 гг. Храм был освящен в 1837 г. свт. Филаретом, митрополитом Московским.


Открытие памятника Н.В. Гоголю.
Арбатская площадь. 1909 г.
Деревянный театр Росси Арбатской площади 1808-1812 гг.
Новое здание казённого театра было построено К. И. Росси в 1808 году на Арбатской площади довольно быстро, в пять месяцев. План и работы проводил архитектор Розберг. Сценическое устройство и машинерия устанавливалось механиком-машинистом Борнье. Этот театр, по счету Медокса, обошелся в 130 тысяч рублей. Это было красивое деревянное здание - одна из первых построек прославленного Росси. Говорили, что он отличался прекрасной акустикой, а снаружи был окружен колоннадой. Театр располагался на площади у Арбатских ворот со стороны Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара (на месте памятника Гоголю, см. фото) и именовался Арбатский театр (Новый Императорский Арбатский театр).
Он открылся 13 апреля 1808 драматическим прологом «Боян, древний песнопевец славян» С.Н. Глинки. В этом театре в труппе Бюрсей выступали Лизанька Сандунова, Шушерин, Мочалов-отец. На сцене Арбатского театра в 1811 произошла знаменитая «дуэль» двух трагических актрис: француженки Жорж и русской, тогда еще юной Е.С. Семёновой, приехавших на гастроли в Москву и выступивших в одних и тех же ролях: Аменаиды и Меропы («Танкред» и «Меропа» Вольтера), Гермионы («Андромаха» Ж. Расина). Московские театралы разбились на "жоржистов" и "семеновистов" и дежурили по ночам у кассы, чтобы захватить билеты.
В этом театре в 1809 году московская правдолюбица Н. Д. Офросимова публично уличила однажды московского сенатора-взяточника. Увидав в царской ложе Александра I, а в ложе бенуара сенатора, она, погрозив сенатору пальцем, указала на царскую ложу, возгласив на весь театр: "Берегись, NN! Александр заинтересовался этим предупреждением, и в результате сенатор был уволен.
В Арбатском театре играли две драматические труппы - русская (в неё входили актёры Петровского театра, сгоревшего в 1805 г.) и французская. Ставились также балетные спектакли. В 1812 году, со вступлением Наполеона в пределы России, французские спектакли прекратились, а русские продолжались почти до самого вступления в Москву французов. Театр сгорел в пожаре 1812 года и больше не восстанавливался, а его чертежи или хотя бы какие-то изображения не сохранились.
В пожаре 1812 года сгорели все здания и на Петровской (Театральной) площади. В последствии они не восстанавливались. Однако с тех пор Арбатская площадь стала второй Театральной площадью Москвы:

– А теперь, друг мой, путь наш на Театральную площадь!
Василий, погоняй! – Театральную?
Я, кажется, не так уж давно отсутствовал в старой столице,
но название было мне незнакомо. Валериан поймал мой недоуменный взгляд.
– Да, да, именно Театральную. Ее так нынче называет вся Москва.
Это целое скопище театров – и каких разных!
Одно удовольствие.
Впрочем, сам будешь иметь возможность убедиться.
А ввечеру понаведаемся в салон Марии Дмитриевны.
Сегодня она не играет, так что непременно у себя будет
– Это ты о госпоже Львовой-Синецкой? Она все еще живет
на Арбатской площади?
– Вообрази себе, актриса и не любит никаких перемен в собственной жизни.
Больше всего, кажется, дорожит видом из своих окон на Театральную площадь.
– На Арбатскую, ты хотел сказать? – А она и есть наша Театральная.
Из «Записок бывшего студента». 1839г.

Строительство Большого театра на Театральной площади
Новая страница, связанная не только с театром, но всей реки Неглинной с ее окрестностями, приходится на пору, когда возникла Москва послепожарная. Ученик великого Казакова архитектор Осип Бове, мысливший широкими градостроительными категориями, устраивал на классицистический лад центр столицы. Он выстроил Большой и Малый театры, перестроил Петровскую (Театральную) площадь, украшал Манеж - своеобразный памятник войны 1812 года, разбил у Манежа сад, простой и уютный (фото справа). Первоначально он назывался Кремлевским, а затем был переименован в Александровский. В дальнейшем дело, конечно, не обошлось без изменений, но в основе, в главных чертах, он сохранился.

Река Неглинная под Большим Театром


Река Неглинная. Перед Охотным
рядом на Манежной площади
В 1817-1819 гг. р. Неглинную, на протяжении 3 км заключили в трубу (отсюда название Трубной площади, фото слева). Однако коллекторы нередко загрязнялись, не вмещая всего объема воды, особенно в половодье и в паводки, что приводило к затоплению прилегающих улиц.
Только после планировки окололежащей площади и улиц в 1817 – 1821 гг. по проекту архитектора О.И. Бове была создана Театральная площадь в её современных очертаниях. На изначальном месте (на месте старого Петровского театра Медокса, сгоревшего в 1805 году) было заново отстроено казенное здание театра, получившего название «Большой Петровский театр» (1821-1824 гг. по творчески переработанному им проекту ректора петербургской Академии А. А. Михайлова), увенчанное бронзовой колесницей Аполлона (скульп. П.К. Клодт).
Величественное здание Большого театра стало доминантой Театральной площади. Театр был значительно увеличен против прежнего (фото справа). Из камня разобранной набережной Неглинки и ступеней Кузнецкого моста соорудили базы колонн здания. Тогда же театр получил название Большого Петровского.
По словам современников, внешний вид театра «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Великолепно было и внутреннее убранство. Занавес изображал на голубом поле лиру Аполлона, окруженную сиянием.
Первым спектаклем, состоявшимся 6 (18) января 1825 года, было «Торжество муз» с текстом М. А. Дмитриева и музыкой А. Н. Верстовского и А. А. Алябьева, и балетом "Сандрильона". Постановка повествовала об истории многострадального театра, аллегорично изображая Гения России, возводящего с помощью муз величественный театр на руинах театра Медокса.

Майский парад войск
Московского военного округа (19 в.)
Задолго до открытия театра все места были проданы. Публика перед началом самого первого спектакля вызвала на сцену архитектора Бове и наградила его долгими рукоплесканиями. Этому архитектору и принадлежал план переустройства Театральной площади, с ее пятью главными зданиями вокруг утопленного вглубь Большого театра.
В центре площади находился незамощенный «плац – парад» для смотров войск и парадов. Он был обведен толстыми канатами на столбиках (фото); на всех его сторонах горели масляные фонари.

Театральная площадь. 1880-е гг.

Фонтан на Театральной площади

Водовозы у Фонтана на Театральной
В 1835 году по просьбе Бове, который занимался Театральной площадью, известный скульптур И.П. Витали проектирует и сооружает один из красивейших фонтанов Европы. Созданный им фонтан мытищенского водопровода располагается ближе к Китайгородской стене, к югу от «плац – парада». Среди простых москвичей того времени Витали был больше известен как раз не как скульптор, а именно как создатель фонтана с амурчиками. Амурчики на самом деле четыре музы: Поэзия, Трагедия, Комедия и Музыка. «Изваял и в металл произвел Иван Витали. Москва. 1835 год» - эту надпись до сих пор можно отыскать в одном из уголков фонтана.
У Китайгородской стены стояли также деревянные лавочки, в которых продавали цветы, деревья – саженцы, семена и т.п.
Стоит сказать, что труппа, постановка которой открывала Большой Петровский, к этому моменту могла похвастаться полувековой историей! Полученное в 1776 г. высочайшее благословение покровительствовать и содержать «театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому…», обеспечило спокойное и свободное от конкуренции развитие труппы.
Новое здание Большого театра явилось одним из красивейших театральных зданий в мире, совершенным по классической архитектуре. В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа.
В нижнем этаже здания открылась "кофейная" с завтраками и обедами и "кондитерская лавка". Для их посетителей выписывалось до 10 газет, В одном из залов театра устраивались выставки картин известных художников (Г. Дау и др.).


Театральная площадь.
Вид на стену Китай-города.
Малый театр
В том же году и тем же архитектором был выстроен на средства В.В. Варгина Малый театр (открыт 14 октября 1824 г.), сдававшийся в аренду театральной дирекции и только в 1830 году приобретенный ею в казну.
Дома напротив Малого театра принадлежали Сенатской типографии и К.М. Полторацкому. В 1830-х годах их владельцев обязали сделать свои дома по фасаду подобными Малому театру. В 1841 году Малый театр был несколько перестроен архитектором К.А. Тоном.
Малый Императорский театр горел. Пожар случился 2 мая 1914 г. Загорелись декорации Большого театра на складе, находившемся в здании Малого театра, от оброненной одним из рабочих зажженной папиросы. Быстро распространяясь, пожар принял грандиозный размах - был объявлен сбор всех пожарных частей. На место происшествия прибыл московский градоначальник генерал-майор Адрианов. Газета "Голос Москвы" от 3 мая сообщала: "На крыше здания и в двух верхних этажах его бушевало буквально море пламени. Огонь вырывался изо всех окон, спускался вниз по зданию и бешено бился к окнам соседнего магазина "Мюр и Мерилиз". Горевшее здание кругом облепили механические лестницы, по которым то и дело взбирались и спускались пожарные... Были моменты настоящего ада: с грохотом летели вниз с горевшей крыши на мостовую деревянные балки и железные листы, со свистом и шумом рвался кверху огонь, шипела вода, гулко стучали паровые машины, резали воздух пронзительные сигналы горниста..." На Театральной площади собралась многотысячная толпа москвичей.
Пожар, начавшийся около 11 часов пополудни, был ликвидирован только к 5 часам дня. Ущерб, принесенный им, оценивался в сумму около одного миллиона рублей. В огне погибли костюмы и декорации к большинству постановок Большого театра, сильно пострадала электростанция и квартиры служащих императорских театров, пострадали помещения Александровского пассажа, находившегося в горящем здании. Самоотверженными действиями московских пожарных, некоторые из которых получили ожоги и ушибы, были спасены находившиеся в полыхавшем здании люди, было сохранено здание Императорского Малого театра.


Пожар Большого Петровского Театра.
Литография с рисунка Э. Лилье.
1853 г. (фрагмент).
Пожар 1853 г. Восстановление Большого театра А. К. Кавосом
В 1853 году, 11 марта Большой театр горел. Пламя было замечено утром в столярной мастерской, когда на сцене театра шла репетиция. Грандиозный пожар произошел по вине ламповщиков и длился несколько суток, пламя было ужасное. Погибло много людей.От жара расплавились даже чугунные колонны. От театра остались лишь внешние стены и колоннада главного входа, все внутренние помещения были уничтожены. Прибывшие пожарные оказались бессильны перед огненной стихией, огонь уничтожил все внутренние помещения.

Тимм В.Ф. (Георг Вильгельм)
(1820 - 1895). По оригиналу
А.П.Боголюбова.Крестьянин
Василий Гаврилов Марин,
оказавший подвиг
самоотвержения при пожаре
Большого театра в Москве
11 марта 1853 года.
На картине отображен подвиг простого русского человека Василия Марина, спасшего одного из рабочих на пожаре 1853 года.
1853-1856 годы – время вынужденного бездействия театра и восстания из пепла. За три года театр был восстановлен в значительно измененном виде под руководством архитектора А. К. Кавоса.
Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над колоннами (над входным портиком) вместо прежних гипсовых теперь размещались четыре бронзовых коня, запряженных в колесницу Аполлона (скульптор П.К. Клодт). Эта квадрига была изготовлена на гальванопластических заводах герцога Лейхтенбергского по модели знаменитого скульптора барона Петра Клодта.
На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл - государственный герб Российской империи. Кавос надстроил третий этаж и пристроил к театру с боков галереи на чугунных столбах. После этого он имеет пять ярусов лож и шестой – балкон.
На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Великолепие интерьеров могло сравниться только с императорскими дворцами, и он по праву стал считаться одним из самых красивых театров мира. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года оперой Винченцо Беллини "Пуритане".
Слово «петровский» исчезло из названия театра, и родилось привычное нам имя «Большой театр».
На сцене вновь открывшегося театра ставились преимущественно русские произведения – опера и балет. Многие выдающиеся постановки были первый раз представлены зрителю именно в то время. На сцене Большого театра блистали мировые звезды оперы и балета. Под сводами Большого театра звучала музыка великих композиторов. В 1863 году в Большом театре давал концерты Рихард Вагнер. До его приезда было принято, чтобы дирижер помещался в первом ряду музыкантов лицом к залу Вагнер же впервые на московской сцене встал лицом к оркестру и повернулся к публике спиной.

Фасад здания Большого театра,
в дни коронации Николая II
Во второй половине XIX века Театральная площадь потеряла свой архитектурный ансамбль. Дома были надстроены и оформлены в разных стилях. В доме Полторацкого находился театр М.В. Лентовского. В XX веке здесь был драматический театр Незлобина. Сегодня на этом месте Центральный Детский театр. Дом Сенатской типографии, в 1894 г. переданный городу, был занят гостиницей «Континенталь».

Празднично оформленный щит
на Театральной площади
в дни коронации Николая II
В 1910-1911 годах на месте «плац – парада» были разбиты два сквера. В 1913, у стены Китай – города был устроен третий сквер - «розариум», в котором было множество кустов роз, лучших, элитных сортов.

Революция и
Отечественная война.
После революции театр переживал нелегкое время, оказавшись на грани закрытия. Тогда существовало мнение, что он не нужен рабоче-крестьянской республике. Сам Ленин, по словам Анатолия Луначарского, относился к Большому театру "очень нервно". Он называл его "куском чисто помещичьей культуры" и говорил, что не позволительно содержать на государственные средства такую роскошь, когда в стране не хватает простых школ.
Большой театр лишился и статуса Императорского, и финансовой поддержки государства. Вопрос о судьбе Большого театра решался на специальном заседании Совнаркома зимой 1919 года. Его не закрыли, но по настоянию Ленина сумма на содержание Большого театра была сильно сокращена. В дальнейшем его снова пытались закрыть, но за театры вообще и за Большой в частности вступился нарком Луначарский, и в 1922 году было принято решение о продолжении работы Большого театра.
Репертуар Большого изменился в соответствии с духом времени, но знаменитые оперы Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова, балетные постановки Чайковского со сцены не исчезли. Советский зритель 1920-х годов увидел и произведения зарубежных композиторов: Моцарта, Штрауса, Пуччини. А вот репертуар 30-х годов почти целиком состоял из произведений соцреализма.
Сразу после начала Великой отечественной войны Москва успела подготовиться к нападению с воздуха. Его ждали, ведь в первый месяц войны над городом было замечено 89 вражеских самолётов-разведчиков. В первый же день войны, 22 июня, вышел приказ № 1, которым предусматривались светомаскировка, приведение в боевую готовность бомбоубежищ, и служб противовоздушной обороны. Уже к концу июня город был окружен кольцом войск ПВО, была окончена маскировка стратегических, оборонных объектов, а также центральных площадей и наиболее значимых памятников архитектуры.
Фотографий осталось немного, но даже немногие сохранившиеся снимки и рисунки являют нам совершенно титаническую инсталляцию. На асфальте Манежной и Театральной площадей нарисованы крыши десятков зданий, кровля Кремлёвского дворца разукрашена зеленью деревьев. Купола соборов - черные, на стенах Кремля нарисованы квадраты окон и нарядные яблоньки. Фасады Манежа, Большого театра и прочих крупных построек центра превращены в нагромождение маленьких домиков. Отводной канал прикрыт фанерными щитами.
Для самолётов, летящих на высоте четырёх километров (спускаться ниже не давал лес металлических тросов, удерживающих аэростаты) все эти декорации не имели особого значения. Но были отдельные фашистские виртуозы, прорывавшиеся в город до объявления воздушной тревоги (в спокойные дни аэростаты опускались на землю). Говорят, что ещё недавно жила в Москве тётенька, которой один такой красавец помахал рукой из кабины, пролетая над бульварами. А старожил Софийской уверяет, что однажды немецкий самолёт кружил над Болотной площадью – пальнул по прохожим и убрался восвояси, не заметив Кремля, находящегося в трёх сотнях метров. Но самым важным элементом маскировки стали ложные объекты – плюшевые заводы и аэродромы, сооружённые в окрестностях города. Они оттянули на себя 687 фугасов, предназначавшихся Москве.
В 1941 году в здание Большого театра попала бомба. Сам театр в это время находился в Куйбышеве, в эвакуации. Тем не менее, уже в 1943 году труппа Большого театра возвращается в Москву и 26 сентября дает первый спектакль после двухлетнего перерыва. Работа возобновляется.


Фото конца 1960-х гг.
Большой театр сегодня.
Современное здание Большого театра представляет собой главное сооружение архитектурного ансамбля Театральной площади.
По внутреннему устройству Большой театр состоит из пяти ярусов зрительного зала, вмещающего более 2100 зрителей. Зрительный зал отличается высокими акустическими качествами. Длина зала от оркестра до задней стены - 25 метров, ширина - 26,3 метра, высота - 21 метр. Портал сцены Большого театра составляет 20,5 на 17,8 метра, глубина сцены - 23,5 метра. В современной труппе театра работает около 900 человек.

Фото конца 1960-х гг.
Здание Большого театра - одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. В нем также проводятся важные государственные и общественные торжества.
В настоящее время ведется реконструкция театра. В рамках программы «Большой - ЮНЕСКО» во многих театрах мира проходят акции по оказанию помощи в реконструкции Большого театра.
Большой театр остается лучшим театром оперы и балета в России, на прославленной сцене которого выступали Галина Уланова, Майя Плисецкая, Марис Лиепа, Рудольф Нуриев, Екатерина Максимова, Владимир Васильев.

О Дате рождения Большого театра.
История Большого театра сколь величественна, столь же и запутана. Из нее с равным успехом можно создать и апокриф, и авантюрный роман. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа. И даже даты рождения у Большого театра две. Почему? Изначально свои годы Большой театр отсчитывал от того дня, когда на Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком -- Большой Петровский театр, строительство которого стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала».
Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. В честь этого события был дан пролог «Торжество муз» М.Дмитриева с музыкой А. Алябьева и А.Верстовского. В нем аллегорически изображалось, как Гений Росси при помощи муз на развалинах театра Медокса создает новый прекрасный шедевр искусства - Большой Петровский театр.
Однако труппа, силами которой было показано вызвавшее всеобщий восторг «Торжество муз», к тому времени существовала уже полвека. Труппу составляли актеры студенческого театра Московского университета, крепостных и частных театров.
Начало ей положил губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов в 1772 году. 17 (28) марта 1776 года последовало высочайшее соизволение «содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было».
Три года спустя он подал прошение императрице Екатерине II о выдаче десятилетней привилегии на содержание русского театра в Москве, приняв на себя обязательства построить для труппы постоянное театральное здание. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу -- человеку деятельному и предприимчивому. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой.
И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 17 (28) марта 1776 года, когда был создан Московский Публичный театр. Поэтому в 1951 году отмечалось 175-летие, в 1976-м - 200-летие, а в 2001 г. - 225-летие Большого театра России.
Большой театр прославила плеяда замечательных певцов, танцоров, дирижеров, художников, известных не только в русском, но и в мировом искусстве (Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, Е.В. Гельцер, В.Д. Тихомиров, С.В. Рахманинов, Н.С. Голованов, К.А. Коровии и многие другие).



Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли

© 2005-2009 plie.ru
Классы |  Артисты |  Спектакли |  Словарь |  Обучение |  Контакты

Система Orphus
Ошибка или нерабочая ссылка? - Выдели ее и нажми CTRL-ENTER!