Классический танец (балет) и хореография для взрослых, начинающих и продолжающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающиххореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классический танец доступен каждому.
Попробуйте себя в балете!

хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Уроки хореографии для всех:
для взрослых, начинающих с любыми данными.
Индивидуальные занятия и минигруппы 2-3 чел.,
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих любое время (утро, день, вечер, выходные).
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Тел. (985) 640-64-16, м. Тимирязевская
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Добавить в избранное   Сделать стартовой
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Новости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Видео
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Словарь
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Уроки балета
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Обучение хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  О балете хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Учебное видео хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Академия русского балета (Хореографическое училище имени А. Вагановой)
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Московская государственная академия хореографии
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Пермский государственный хореографический колледж
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Другие классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Навигация по сайту хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Лента новостей
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты, обратная связь
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Отзывы и пожелания
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Поиск минигруппы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих   хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
01/10/2010 История Большого театра в скандалах и сплетнях.
 
Революция 1917 года повергла Большой театр в шок. Из его избалованных благосклонным царизмом недр немедленно появилось возмущенное и опрометчиво смелое воззвание:
"Сознавая себя частью великой демократии и глубоко скорбя о пролитой братской крови, мы высказываем протест против дикого вандализма, не пощадившего вековых святынь русского народа, храмов и памятников искусства и художественной культуры. Государственный московский Большой театр как автономное художественное учреждение не признает права вмешательства в его внутреннюю и художественную жизнь каких бы то ни было властей, не избранных театром и не входящих в его состав".
Однако очень скоро пришлось признать всё - и большевиков, и Наркомпрос, и вмешательство, и бесконечные заседания в благородных стенах новой власти. Уже в 1918 году на сцене Большого - идеологически верный балет “Стенька Разин”. Далее - опера “Броненосец 'Потемкин'”, а в планах записаны балеты "Красная звезда" и "Третий Интернационал". А еще далее - к “диким вандалам” театр обращается с просьбой: разрешить постановку очень нужного новому государству агитационно-производственного спектакля "Нефть".
В ноябре 1918 г. вождь мирового пролетариата приходит в Большой театр и размещается в “советской ложе”. Рядом с собой, в этой же ложе, он замечает простых железнодорожников. Вернувшись из театра, Ленин пишет разгневанное письмо в Совнарком с требованием немедленно выделить в Большом отдельную ложу для членов СНК.

***
Зима 1918-го выдалась холодной. Выделять ли дрова Большому театру? В Совнаркоме считали, что балерины - этот классово чуждый элемент - перебьются. И все-таки нарком просвещения А. Луначарский выбил театру дрова.
Тогда следующей зимой, 1919 года, на специальном заседании Совнаркома главный театр решили и вовсе закрыть - по причине полной ненадобности рабоче-крестьянскому электорату этого, по выражению Ленина, “куска чисто помещичьей культуры”, на который уходило так много денег, так много ремонта и так много дров.
И снова жизнь театру спас Луначарский - невероятными усилиями он убедил народных комиссаров, что Большой театр послужит революционной агитации, да и заседать где-то надо. Тем не менее бюджет театру сильно урезали.
Тем не менее предложения о закрытии Большого театра продолжают поступать. Объективности ради следует заметить, что попытки эти имели под собой основания - Наркомпрос (во главе с Луначарским) с каждым годом требовал на этот объект культуры все более и более огромных средств, и кое у кого начинало складываться впечатление, что выделяемые деньги расходуются Луначарским, мягко говоря, не по назначению, а говоря грубо - что Луначарский просто присваивает себе немалую часть выделяемых средств.

Театральная Площадь.
Акварель. В.Коленда.1924 год.
В 1922 году вопрос о закрытии театра стоит весьма остро. Тем не менее финансовые подсчеты показали, что здание правительству все равно надо будет содержать, а труппе придется выплатить немалое выходное пособие, поэтому нехай остается. Но как только весть о том, что театр закрывать не будут, подтвердилась, как обрадованная дирекция тут же направила в правительство докладную записку с просьбой о… деньгах. Терпение правительства лопнуло, и 1 ноября 1922 года все-таки выходит постановление - театр закрыть.
Луначарский умоляет Ленина оставить театр, убеждая вождя, что суммы, выделяемые Большому, ничтожны по сравнению с деньгами, которые тратил на этот театр прогнивший царизм и что вообще в репертуаре Большого есть детский революционный спектакль, столь необходимый правительству. Хлопочут и Михаил Калинин с Авелем Енукидзе, большие любители балерин.
В итоге театр оставляют, но его судьба держится на волоске - денег не дают, и даже наоборот - субсидии урезают. А если и урезанной субсидии ответственному за театр чиновнику покажется много, объект культуры окончательно закроют.
И тут в чьей-то гениальной голове рождается гениальная же мысль: забрать Большой театр из ведения Наркомпроса (то есть от любителя искусств Луначарского) и передать его в прямое подчинение ВЦИК (чуть позже - ЦИК СССР), то есть под управление двух любителей балерин - председателя этого самого ЦИК СССР Михаила Калинина и секретаря того же ЦИК Авеля Енукидзе (он будет расстрелян в 1937-м).

***
И начался золотой век Большого театра! Высокопоставленные любители балерин освобождают его от “барщины” - бесплатного проведения торжественных мероприятий всевозможных общественных организаций. Жалованье труппе увеличивается два раза в год. Таможенные пошлины оплачивает ЦИК СССР. Прилегающие к Большому здания передаются под управление театра. Большой освобождается от многих налогов и прикрепляется к Лечебно-санитарному управлению Кремля. Жилищный кооператив театра включен в план строительства. Декорации, костюмы и реквизит взяты на гособеспечение.

Сквер на площади им. Свердлова.
Открытка 1930 г.
Театр вошел во вкус. Елена Малиновская, практически первый его директор, хотела забрать в свое подчинение еще и Московскую консерваторию и заодно освободить от налогов театральные буфеты. Но в этих двух просьбах ей отказали.

Елена Малиновская, директор
Большого театра в 30-е годы.
Однако взамен в марте 1931 года ЦИК СССР преподнес Большому театру буквально царский подарок - было принято решение "О запрещении обследования и ревизии Большого театра и его филиала". Отныне никакие финансовые разборки с государством и неприличные подозрения в нецелевом использовании выделяемых средств (попросту говоря, в хищениях и кражах) Большому театру и его благодушным кураторам были не страшны.

***
В 1925 году отмечался юбилей Большого, ему исполняется 100 лет. Это знаменательное событие ознаменовалось пополнением репертуара - двумя революционными операми "Степан Разин" (Триодин П.Н.) и "Декабристы" (Золотарев В.А.).


***
Летом 1928 года в Москве проходила Первая Всесоюзная спартакиада. Это было грандиозное событие, и, разумеется, с политическим уклоном – наша спартакиада противопоставлялась «нехорошим» зарубежным IX Олимпийским играм, проходившим в то же время в Амстердаме. В нашей спартакиаде участвовали 12 стран – представители рабочих спортивных обществ. Иностранцев разместили с шиком, наших участников поселили в казармах, подальше от центра.
Массовая часть спартакиады включала веломотопробег (участники из Германии на всякий случай привезли велосипеды и мотоциклы с собой).

Парад велосипедистов и
мотоциклистов в Москве.
Старт на Свердловской
площади.1928 г.
Снимок А.Шайхета.
22 августа спартакида завершилась. По этому случаю в Большом театре прошло торжественное заседание. На сцену вызывали победителей и вручали призы. Главный приз - знамя ЦИК СССР.

***
26 января 1936 года вождь слушает оперу Дмитрия Шостаковича “Леди Макбет Мценского уезда”. Музыка ему категорически не нравится.
28 января в газете “Правда” появляется редакционная статья "Сумбур вместо музыки":
“Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой “музыкой” трудно, запомнить ее невозможно. <…> Автору “Леди Макбет Мценского уезда” пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать “страсть” своим героям. <…> Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория. <…> Он прошел мимо требований советской культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта”.

***
Сталин любит приходить в Большой театр. Он любит оперу. После приемов он любит петь вместе с солистами Большого театра. Вместе со Сталиным поют и все присутствующие. Сталин дирижирует.
Особенно симпатизировал Сталин певцу Ивану Козловскому. Талантливый 26-летний тенор поступает в Большой театр в 1926 году. Но карьера не складывается – молодой певец недоволен теми партиями, которые ему предлагают, да и порядки в театре ему не нравятся. Дирекция театра, в свою очередь, недовольна характером Козловского, и в конце 1930-х его увольняют. Но тут вмешался Сталин. К немалому удивлению самого певца вождь возвращает его в Большой театр, и не просто возвращает, а на правах ведущего тенора! Мало того. Козловскому присваивают звание народного артиста СССР и награждают орденом Ленина. Отныне он ведущий тенор СССР.
Годы идут, поклонницы носятся за Козловским толпами, дирекция театра в благоразумном восторге от сталинского любимца. Как вдруг все кончилось. В 1953 году Сталин умирает. И в следующем году 54-летний Козловский - находясь в прекрасной вокальной и физической форме - уходит из театра…
1937 год. 2 июня Большой театр награждают орденом Ленина.
Там же, в Большом, и в том же 1937-м Сталин произносит крылатую фразу: “Депутат – слуга народа”. Этот афоризм станет бессменным лидером советских агитационных плакатов.
В 1937 году в Ленинграде проходит конкурс массовых песен. Советская песня – это еще один важный политический момент. Демьян Бедный на собрании писателей произносит речь: «Мы должны нашу песню сделать боевым оружием, готовые встретить гром, если он грянет. В час испытаний поздно оттачивать своё оружие, его нужно готовить заблаговременно».
Какие же новые песни выпустил МосГиз в 1937 году? В основном такие:
 
Песня о Сталине (музыка - А. Александров, слова - С. Алымов)
Много песен поет наш Советский Народ,
Над полями, лесами густыми.
В каждой песне звучит, в каждой песне живет
Всенародное Сталина имя.

Сталин - наша слава (музыка - М. Блантер, слова - А. Сурков; исполняет Детский ансамбль профсоюза шоферов)

"Комсомольская правда",
23 апреля 1937 г.
На просторах Родины чудесной,
Закаляясь в битвах и в труде,
Мы сложили радостную песню
О великом друге и вожде.
Припев:
СТАЛИН - наша слава боевая!
СТАЛИН - нашей юности полет!
С песнями, борясь и побеждая,
Наш народ за СТАЛИНЫМ идет!

Песня советских школьников ( музыка - Салиман-Владимирский, слова - В.Гусев)
Мы дети заводов и пашен,
И наша дорога ясна.
За детство счастливое наше
Спасибо, Родная Страна!

У карт и у досок мы станем,
Вбежим мы в сверкающий зал.
Мы учимся так, чтобы Сталин
"Отлично, ребята!" сказал.

***
В ноябре 1937 года в Большом театре проходит премьера фильма "Ленин в Октябре" (режиссер - Михаил Ромм). Присутствует Сталин. Председатель кинофотоуправления и старый большевик Борис Захарович Шумяцкий - чтобы не дай бог не закрыть луч проектора! - лично ползет на четвереньках между рядов кресел, чтобы лично передать механику коробки с кинолентой. Не помогло. В 1938 году его расстреляют.
А в декабре 1937-го вся страна с восторгом отмечает двадцатую годовщину ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Портреты главы этого ведомства Николая Ежова во всех советских газетах.В его честь пишутся стихи и слагаются песни:

Песня чекистов (1937 г.)
Эти люди скромны, не речисты,
Мы не все их знаем имена.
Но не даром лучшие чекисты
Боевые носят ордена.
Припев:
Разведка наша - весь народ,
Враг не пройдет границы.
А коль пройдет, он попадет
В Ежовы рукавицы!

По случаю этой всенародной даты в Большом театре проходит торжественное собрание. С прославленной сцены Ежова величают "сталинским учеником" и "любимцем советского народа". Бурные аплодисменты сотрясают акустику театра.
В 1939-м Ежова арестуют, а в 1940-м казнят.

Второй женой героя революции Семена Буденного (его первая жена – простая казачка - застрелилась) стала Ольга Стефановна Михайлова, в скором будущем оперная прима Большого театра. Они прожили вместе почти 14 лет.
В 1937 году, зимой, Буденного вызвал Сталин и сообщил, что жена Буденного ведет себя нехорошо и что подробнее ему обо всем расскажет нарком НКВД Ежов. По сведениям Ежова выходило, что Ольга слишком часто посещает иностранные посольства, а кроме того, является любовницей артиста Большого театра Алексеева. В августе 1937-го ее арестовали. Допросы быстро сломали ее, и она пишет на имя Ежова, что «Будённый вёл тайную преступную деятельность против Сталина и Ворошилова». Однако Сталин этому «признанию» хода почему-то не дает – Буденный остается на свободе, а Ольгу Михайлову приговаривают к восьми годам лагерей. В 1945-м она получит еще три года заключения, после чего ее отправят в ссылку в Красноярский край, где она будет работать сторожихой-уборщицей. Она вернется в Москву в 1956 году…

"Правда", 22 января 1939г., №22
"21 января 1939 года в Государственном академическом Большом театре Союза ССР.
В президиуме траурного заседания, посвященного 15-й годовщине со дня смерти
Владимира Ильича Ленина (слева направо), - товарищи Берия, Ежов, Микоян, Каганович,
Щербаков, Андреев, Димитров, Калинин, Шкирятов, Маленков, Молотов, Буденный,
Мехлис, Жданов, Бадаев, Сталин, Ворошилов. (Фото М.Калашникова)".
 
***
Не только Буденный имел слабость по части танцовщиц. Про высокопоставленных любителей балерин ходили легенды. Говорили, что красавец Енукидзе имел в любовницах одновременно по две-три балерины, чем вызывал нескрываемую зависть у товарищей по партии (его расстреляют в 1937-м).
Любил балерин и Сталин. Молва приписывала ему любовные связи с танцовщицами Большого театра Ольгой Лепешинской, которую Галина Уланова называла «пламенной москвичкой», и Мариной Семеновой – балериной, которая «всегда остается царицей», как сказал о ней ее ученик Николай Цискаридзе. Возможно, неслучайно именно образ Семеновой вдохновил Веру Мухину на создание очередного шедевра - и получился он, надо сказать, с весьма сексуальной спиной.

Вера Мухина.
"Балерина Марина Семенова",
1941 г.
На воплощение же образа Ольги Лепешинской весьма вдохновился художник А. Герасимов, известный своими не менее вдохновенными образами Сталина и прочих советских вождей.

А. Герасимов.
"О. Лепешинская".
 
Из воспоминаний Майи Плисецкой об Ольге Лепешинской:
«Она была шумная общественница, энергичнейший неутомимый член партии, входивший во все бюро, комитеты, президиумы. Ольга Васильевна не пропустила ни одного случая, чтобы не взобраться на трибуну и громогласно не высказать в тысячный раз свою принадлежность к парии большевиков и поучить уму-разуму всех и вся «в свете последних партийных решений». И еще она была генеральская жена» (из книги «Я, Майя Плисецкая...»).
 
Газета "Волжская коммуна", 30.01.1946 г.
«Тепло и восторженно встретили куйбышевские зрители выступление в концерте выдающейся балерины Ольги Лепешинской.
Первая встреча куйбышевцев с Ольгой Васильевной Лепешинской состоялась в трудные годы войны, когда она приехала в наш город вместе с коллективом Большого театра. Обаятельная, полная искрящегося задора и жизнерадостности, простая и понятная, Лепешинская блеском своего таланта доставляла зрителям несравненное эстетическое наслаждение. Новая встреча с Ольгой Васильевной, с ее высоким, сложным искусством - праздник для города".


***
Но более всего бесконечными связями с балеринами Большого театра прославился М. Калинин. Ему даже нарочно подсовывали их, чтобы иметь на него компромат.

Площадь Свердлова, Большой театр.
Примерно 1939 год.
Существует история, что однажды к всесоюзном старосте привезли 16-летнюю балерину Большого театра Беллу Уварову. После чего она пропала. Калинина срочно отправили в отпуск. По поручению Сталина началось расследование. Но тут в Москве начался очередной шпионский процесс - и родителей Уваровой очень кстати репрессировали. А вскоре в подмосковном лесу нашли изуродованное тело балерины. Похоронили Беллу Уварову на Ваганьковском кладбище. В том, что смерть балерины - на совести Калинина, не сомневался никто. Но дело замяли.

***
Любили балерин и американские дипломаты. В 1933 году между СССР и США были установлены дипломатические отношения. Разумеется, американское посольство немедленно вызвало пристальный интерес советских контрразведчиков. При Главном управлении государственной безопасности НКВД СССР существовал 11-й отдел – его агентами, вернее агентессами были в основном балерины Большого театра. Вот им-то и удалось в 1938 году наладить приятные отношения с некоторыми американскими дипломатами.

***
Из дневника Майи Плисецкой:
«6 сентября 1946 года.
Очень бы хотелось танцевать "Лебединое озеро", но Лавровский говорит, что коварная обольстительница Одиллия у меня не получится..."
27 апреля 1947 года в Большом театре Майя Плисецкая впервые танцевала партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». С тех пор на Плисецкую не один десяток лет водят особых гостей, причем в обязательном порядке – как в Кремль.

Орлова В.А.
"Повеяло весной". 1947 г.
 
Из дневника Майи Плисецкой:
"27 апреля 1947 года я танцевала свою премьеру "Лебединого". Спектакль был дневной. Я не верила сама себе, что танцую, что исполнилась мечта. Все участвовавшие в спектакле аплодировали мне после каждого акта на сцене..."
"Лебединое озеро она будет танцевать 30 лет...

5 января 1948 года Сталин слушает в Большом театре оперу Вано Мурадели «Великая дружба». Опера вождю категорически не нравится. Аппарат ЦК мгновенно объявляет работу по «исправлению ошибок на музыкальном фронте».
6 января в Большом театре Жданов проводит совещание.
8 января Жданов получает от заместителя начальника Агитпропа ЦК Дмитрия Шепилова объяснительную записку по поводу объяснительной записки, которую, оказывается, бдительный Агитпроп составлял еще осенью 1947 года, и в которой еще тогда обосновывался категорический запрет этой оперы, и которая признавала оперу «порочной» - да вот беда, признавала она ее порочной абсолютно неверной, поскольку «не раскрывала до конца политически ошибочного содержания оперы <...> и коренных недостатков ее музыкально-вокальных форм», в связи с чем эта объяснительная записка и не была оправлена.
9 января в ЦК открывается совещание деятелей советской музыки, оно длится целых три дня, присутствуют ведущие советские музыкальные деятели.
Наконец 26 января 1948 разгоняют проштрафившийся Оргкомитет Союза композиторов года, снимают с должности председателя комитета по делам искусств Михаил Храпченко, а на его место назначают Тихона Хренникова.

Эскиз оформления Большого театра
к 8 марта. 1940-50-е гг.


Тихон Хренников
Выступление на собрании композиторов и музыковедов г.Москвы.
Журнал "Советская музыка", №1, 1948 г.
 
"Центральный Комитет нашей партии в своем Постановлении от 10 февраля 1948 года сурово заклеймил антинародное формалистическое направление в советской музыке. Непосредственным поводом для вмешательства высших партийных органов в музыкальные дела явилась новая опера «Великая дружба» (музыка В. Мурадели, либретто Г. Мдивани), поставленная Большим театром Союза ССР в дни 30-й годовщины Октябрьской революции.<…> Советские композиторы должны отбросить, как ненужный и вредный хлам, пережитки буржуазного формализма в музыкальном творчестве и понять, что создание высококачественных и идейных произведений во всех жанрах—в области оперной, симфонической музыки, в песенном творчестве, в хоровой и танцевальной музыке — возможно, только следуя принципам социалистического реализма. <…> Наш долг—мобилизовать все наши творческие силы, чтобы в кратчайший срок достойно ответить на этот призыв нашей партии, на призыв нашего великого вождя, товарища Сталина".

Галина Вишневская вспоминает:
«А началось все с оперы "Великая дружба" бездарного композитора Мурадели, поставленной в Большом театре. Вот уж кому повезло постоять на эшафоте рядом с гениями - Сергеем Прокофьевым и Дмитрием Шостаковичем! А он всеми силами публично отмежевывался от столь высокой чести, искренне убеждая всех, что он случайно попал в эту группу, что он не формалист, а честный коммунист. <...>
А попал-то он в эту группу просто потому, что сыграл не в ту дудку. Желая выслужиться перед Сталиным, написал оперу о кавказских народах и, не рискуя вывести на сцену Сталина поющим (неизвестно еще, как тот воспримет), героем оперы сделал умершего в 1937 году лучшего друга Сталина Серго Орджоникидзе. И попал - не в бровь, а в глаз! Оказалось, что "лучший друг" по приказу лучшего друга то ли был просто подло убит у себя дома, то ли успел застрелиться сам. Вот об этой "великой дружбе" и напомнила опера Сталину, покровителю всех изящных искусств. В общем, подхалим немножко перепутал - закричал "ура!" вместо "караул!", чем вызвал невиданный гнев любимого вождя и учителя» (Галина Вишневская, «Галина»).

***
В том же 1948 году случился еще один оперный скандал. По мотивам повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», изданной двумя годами раньше, Сергей Прокофьев написал одноименную оперу – про летчика-истребителя Маресьева, который был ранен, ценней невероятных усилий добрался до своих, ему ампутировали ноги, и тем не менее он вернулся в строй. Закрытый просмотр оперы состоялся в декабре 1948 г. в ленинградском Театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Опера Сталину не понравилась, и она была забыта на долгие годы. Только в 1960 году она была впервые поставлена в Большом театре. По Советскому Союзу загуляли насмешливые цитаты из арии врачей «Гангрена, гангрена — ему отрежут ноги!» и самого Маресьева: «Шишечку найду и дальше поползу». Высокое искусство в массах категорически не приживалось.

Оформление празднование 30-летия
Октябрьской революции
в Большом театре.



***

В 1949 году во время партийного концерта в Большом театре со Сталиным знакомят Екатерину Алексеевну Фурцеву. Вождю она понравилась. В 1950 году она ее назначают вторым секретарем Московского горкома партии. Карьера простой советской ткачихи выходит на орбиту.
Возможно, в этом не последнюю эзотерическую роль сыграла советская мантра, которая была опубликована в газете "Правда" от 17 февраля 1950 года и которую Фурцева, разумеется, знала на зубок:
"Если ты, встретив трудности, вдруг усомнишься в своих силах - подумай о нем, о Сталине, и ты обретешь нужную уверенность. Если ты почувствовал усталость в час, когда ее не должно быть, - подумай о нем, о Сталине, и усталость уйдет от тебя... Если ты замыслил нечто большое - подумай о нем, о Сталине, - и работа пойдет споро... Если ты ищешь верное решение - подумай о нем, о Сталине, и найдешь это решение".

Орлов В. "Большой театр".
После смерти Сталина присутствующая на одном из заседаний Фурцева почует неладное – и сумеет предупредить верных друзей Хрущева по телефону. Никита Сергеевич не забудет этого поступка – карьера Фурцевой взлетит. Спустя несколько лет именно телефон и погубит ее карьеру – неосторожно сказанные слова «Екатерины великой» будут прослушаны и переданы Хрущеву. Ее снимут с занимаемого поста и назначат министром культуры.

***
1952-й – последний год, когда балерина Марина Семенова танцует на сцене Большого театра… В этот же год Борис Александрович Покровский становится главным режиссером театра - беспартийный и с сомнительным происхождением (его дет был священником в московской церкви на Варварке), постановщик легендарной оперы «Евгений Онегин», в которой как раз и дебютировала Галина Вишневская (партия Татьяны) – в 1952-м она только-только поступает в Большой.

Стожаров В. "Большой театр". 1952 г.
В этом же году, 18 февраля, в Ленинграде родился будущий генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов.

***
Большой театр был свидетелем многих масштабных событий. Стал он и косвенным участником заговора против Берии…
В 1953 году после смерти Сталина был составлен заговор против Берии. Берия тоже не дремал: он планировал арестовать членов Президиума ЦК после коллективного похода в Большой театр. Но Хрущев успел первым… Берия был взят под стражу.

Альбом "Большой театр СССР".
Когда в МВД узнали, что Берия арестован, два заместителя министра МВД – Круглов и Серов – пытались допросить Лаврентия Павловича, но их не пустили. И тогда они поехали в… Большой театр. В это время там находился Хрущев (со всем составом Президиума ЦК) - получал удовольствие от новой оперы "Декабристы", героико-патриотической драмы с высоким гражданским пафосом.
В Большом театре была особая комната – вот туда и пришли в антракте члены Президиума вместе с Хрущевым – выслушать претензии Круглова и Серова. Впрочем, для Хрущева вся эта история закончилась хорошо.
Берия был расстрелян генералом Павлом Батицким, майор Хижняк-Гуревич сделал контрольный выстрел в мертвую голову Лаврентия Павловича, после труп кремировали, а прах для верности развеяли над Москвой при помощи мощного вентилятора.

1956 год – XX съезд партии. С высокой трибуны звучат разоблачения культа личности. Страна в шоке. Интеллигенция повторяет по кухням слова Хрущева, сказанные им про генерального секретаря Союза писателей А. Фадеева - "сталинский агент, лично доносивший ему на писателей". 13 мая 1956 года Фадеев застрелился.

Александр Фадеев
Похожая история коснулась и Большого театра...
Драматический тенор Георгий Нэлепп – член коммунистической партии, лауреат Сталинских премий, любимец публики. В 1956-м его попросила вызвать некая женщина. Нэллепа позвали. Он подошел к женщине, недоуменно взглянул. И тут женщина с проклятием плюнула ему в лицо – за то, что своим доносом он погубил ее мужа и ее семью. Позже выяснилось, что Нэлепп на многих строчил доносы. Вскоре после этого случая Нэлепп умер от сердечного приступа – на 52-м году жизни…
В 1956 году Большой театр наконец-то выезжает за пределы СССР - в Англию… Окно на Запад открыто. Однако Плисецкой ехать не разрешили - председатель КГБ И.А. Серов объявил ее английской шпионкой. Она остается в Москве – и танцует так, что зрителей зашкаливает от восторга. Плисецкую буквально забрасывают цветами. Особо восхищенных поклонников тут же вызывают в КГБ. За самой Плисецкой идет практически открытая слежка…

***
В 1957 году в Москве в Большом театре проходит премьера оперы Тихона Хренникова «Мать» по одноименной повести Максима Горького. Это вторая опера (после «Повести о настоящем человеке»), которая вызывает в народе массу веселья. «Павел, Павел, твою мать, мать твою… арестовали!» - радуются советские граждане и вступают на манер хора: «Твою мать! Твою мать!»

1957 г.
Никита Богословский сочиняет пародию, которая мгновенно разлетается по Союзу, превратившись в народное творчество:

В Большом премьера новая,
билетов в кассе нет.
Но музыка хреновая
и матерный сюжет.

***
Хрущев жаловался: «Как вспомню, что вечером опять «Лебединое озеро» смотреть, аж ком к горлу подступает».
Генсека можно понять: «лебеди» входили в обязательную культурную программу для зарубежных гостей.
Кстати, Хрущева с Большим театром связывали не только государственные дела, но и родственные узы. Мать его зятя, Алексея Аджубея (женился на Раде в 1949 году), была известной московской портнихой – она обшивала партийных чиновников самого высокого ранга, а также артистов Большого театра.
30 апреля 1958 года в ходе государственного визита в СССР президент Египта Гамаль Абдель Насер в сопровождении Н.С. Хрущева и К.Е.Ворошилова присутствует в Большом театре на балете “Лебединое озеро”. Существует история, что когда на сцене появился «нехороший» Ротбард в черном трико с перьями, Хрущев сказал Насеру: “Это Даллес! Ну ничего, товарищ Насер, ничего! В конце действия мы таки обломаем ему крылья!”

***
В январе 1959 года на Горьковском автозаводе состоялся выпуск легкового автомобиля представительского класса ГАЗ-13 - "Чайка". В качестве подарка и в числе прочих достойных людей эту машину получит балерина Большого театра Галина Уланова.

Ройтер М. "Площадь Свердлова". 1959 г.


***
В 1959 году наконец-то состоялись первые зарубежные гастроли Майи Плисецкой – по специальному разрешению Хрущева она едет в Америку и становится мировой звездой. На родине ей присваивают звание народной артистки СССР...

Григорьев В.В.
"Большой театр в Москве". 1959 г.
В 1960 году солистка Большого театра Софья Николаевна Головкина выходит на творческую пенсию (ей 45 лет) и возглавляет Московское хореографическое училище, (позже – и по ее инициативе! - оно будет преобразовано в Московскую Государственную Академию хореографии). Так называемая московская школа танца отныне становится «школой Головкиной». Училище (в смысле академию) она будет бессменно возглавлять аж 41 год.

Александр Герасимов.
"Портрет балерины
Софьи Головкиной". 1947 г.
 
Майя Плисецкая вспоминает:
«Другая любительница влиятельных генералов была Софья Николаевна Головкина. Она тоже громогласно занималась общественной работой и тоже обогатила партию большевиков своим членством.
Танцевать она совсем не умела. Пируэты и шене крутила криво, но не падала. Как Пизанская башня. В ней не было ни темперамента, ни блеска. <…> От ее спектаклей веяло скукой и серостью» (из книги «Я, Майя Плисецкая...»).

Соломон Боим.
"Московская зима". 1960 г.
 
Головкина была не только балериной, но и ушлым администратором. И главный административный успех ей обеспечивали бесконечные внучки советских чиновников. Как вспоминала Плисецкая в связи с педагогической деятельностью Головкиной: «Особыми талантами к балету, о боги, оказывается, были наделены с рождения дети да внуки сильных мира сего. <…> Фамилиями вождей наших, да министров, за замов я могла бы заполнить две-три страницы».
Сцена главного театра страны действовала на внучколюбивых аппаратчиков магически. Даже такие поборники социальной справедливости, как Юрий Андропов и Михаил Горбачев, не избежали соблазна увидеть своих внучек в числе юных балеринок Большого. Первой такой ученицей стала внучка министра культуры Екатерины Фурцевой. Кстати, после смерти «Екатерины великой» в 1974 году ее внучку Головкина немедленно из училища отчислила. Но зато для шестилетней (!) внучки Горбачева стараниями Головкиной был специально открыт подготовительный класс.
Внучка Андропова – в отличие от внучки Фурцевой – училище окончила, но грозный генсек умер, и она десять лет танцевала в кордебалете…
В 2001 году Головкина все-таки ушла в отставку. Конечно, не по доброй воле, а под немалым нажимом Большого театра и Министерства культуры. Головкиной вменяли в вину развал московской балетной школы, плохую подготовку танцовщиц и даже травлю лучших педагогов, вынужденных искать пристанище своему таланту в эмиграции.


Горский Андрей. 1960-e г.
"Утро майское у Большого театра".
***
В 1961 году на черноморском побережье, в Анапе, построен пионерский лагерь Большого театра. На территории пионерлагеря устроен великолепный стадион с футбольным полем.
Собственно, творческий коллектив театра давно отличается высокими спортивными показателями. Еще в 1920-х гг. известнейшая прима Большого Суламифь Мессерер завоевала титул чемпионки СССР по плаванию. А в 1946-м в театре создается нешуточная футбольная команда.
Следуя веяниях времени, в 1960-х в ГАБТ появляется должность методиста производственной гимнастики.

Вид с крыши Большого театра
на площадь Свердлова.
Фото И. Шагина (начало 1960-х гг.)


***
В 1960-х большая политика снова не обошла стороной Большой театр. В1962 году, 15 октября, американцы фиксируют на Кубе наши ядерные ракеты. 20 октября США объявляют военно-морскую блокаду острова Свободы. Фидель Кастро начинает всеобщую мобилизацию. К берегам Кубы немедленно отправляются 20 советских кораблей. Угроза войны становится реальной. За Хрущевым внимательно следят – фиксируется каждый его шаг. Поэтому внешне генсек абсолютно спокоен - как и в случае с арестом Берия, он невозмутимо посещает Большой театр (23 октября).
Итогом конфронтации становятся совместные обязательства: Хрущев обещает вывести советские ракеты с Кубы, а Джон Кеннеди - не предпринимать попыток свергнуть режим Фиделя Кастро.

Выхтинский В. «Большой театр». 1963 г.


***
В 1974 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович – в результате грязного доноса и безобразной травли - покинут Советский Союз, а в 1978 году они будут лишены гражданства…

Смирнов В. "Театральная
площадь". 1970-е гг.


***
В августе 1979-го не вернется из зарубежной поездки (останется в США) танцовщик Большого театра Александр Годунов...

Орлов В.
"Театральная площадь. После дождя".


***
Свою неприглядную лепту в историю Большого театра внесет и дочь генсека Галина Брежнева. Выйдя замуж в третий раз – за нелюбимого ею подполковника милиции Юрия Чурбанова, – она через несколько лет завела себе сердечного друга. Им стал цыганский барон и по совместительству певец театра «Ромэн» Борис Буряце. Его было легко узнать по часам марки «Картье», толстой золотой цепочке на груди и бриллиантовому браслету на щиколотке. Очень скоро она сделала его солистом Большого театра, так и не исполнившим ни одной партии.

Кабанов Н. «У Большого театра». 1982 г.
А потом случилось дело о бриллиантах… В 1981 г. в Москве выстрелом в затылок убили популярную киноактрису Зою Федорову, - в ее квартире на Кутузовском проспекте. Из квартиры были похищены драгоценности.
Федорова с 1927 года была агентом ОГПУ-НКВД, поэтому ее смерть наделала много шума. Говорили, что ее устранил сам комитет госбезопасности.
Была и еще одна версия. Дело в том, что актриса Федорова с начала 1970-х была членом бриллиантовой мафии, в которую входили некоторые жены и дети высокопоставленных кремлевских товарищей. Федорова обладала огромной информацией обо всех этих людях – говорят, она пыталась кого-то из них шантажировать…
Очень скоро последовало ограбление и соседки Федоровой – известной цирковой артистки Ирины Бугримовой. Исчезла хорошо знакомая кремлевскому бомонду коллекция бриллиантов.
В ходе расследования был выявлен след той самой бриллиантовой мафии, с которой, кстати говоря, был связан и любовник Галины Брежневой – странный неудачник-певец из Большого театра...

Буртов Н. "Большой Театр".


***
В 1988-м дирекция Большого театра принудительно отправила на пенсию Майю Плисецкую, Владимира Васильева, Екатерину Максимову, Михаила Лавровского, Наталию Бессмертнову, Нину Тимофееву...
Время перестройки – время сведения счетов, благодатное смутное время для бездарностей и подлецов, и это время снова и снова нещадно бьет по лучшим.

Лаповок Владимир. 1990-е гг.
«Театральная площадь. Вечер»
 
Майя Плисецкая вспоминает (из книги «Я, Майя Плисецкая»):
«Все мои балеты сняты с репертуара. Декорации их гниют под снегом. Костюмы распродаются. Мое желание поставить новый балет встречается гробовым молчанием. Дирекция Большого делает вид, что мою заявку и не получали.
Я направляю беспокойное письмо Горбачеву. Объясняю, что в родном театре меня лишили всяческой работы. Безмолвие. Ответа не приходит. В сорокаминутном разговоре с Раисой Максимовной Горбачевой Щедрин наталкивается на высокомерие и упрямство. <…> Выплата заработной платы мне прекращается. Никакой пенсии не положили.
Так где же мой дом?.. Выходит, не тут. Так где же?..»

          © Наталья Воронцова-Юрьева, vorontsova-nvu.livejournal.com

Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли

© 2005-2009 plie.ru
Классы |  Артисты |  Спектакли |  Словарь |  Обучение |  Контакты

Система Orphus
Ошибка или нерабочая ссылка? - Выдели ее и нажми CTRL-ENTER!