Классический танец (балет) и хореография для взрослых, начинающих и продолжающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающиххореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классический танец доступен каждому.
Попробуйте себя в балете!

хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Уроки хореографии для всех:
для взрослых, начинающих с любыми данными.
Индивидуальные занятия и минигруппы 2-3 чел.,
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих любое время (утро, день, вечер, выходные).
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Тел. (985) 640-64-16, м. Тимирязевская
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Добавить в избранное   Сделать стартовой
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Новости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Видео
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Словарь
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Уроки балета
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Обучение хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  О балете хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Учебное видео хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Академия русского балета (Хореографическое училище имени А. Вагановой)
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Московская государственная академия хореографии
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Пермский государственный хореографический колледж
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Другие классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Навигация по сайту хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Лента новостей
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты, обратная связь
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Отзывы и пожелания
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Поиск минигруппы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих   хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
22/10/2009 Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. (Отрывок).
Издательство: Планета Музыки
Город издания: Санкт-Петербург
Год издания: 2007
Кол-во страниц: 344

Книга, созданная талантливыми балетмейстерами, танцовщиками и педагогами, обобщает опыт преподавания основ характерного танца в Ленинградском хореографическом училище (ныне — Академии русского балета им. А. Я. Вагановой). Первое ее издание вышло в 1938 году и ныне является библиографической редкостью. Однако содержание не утратило своего значения как методического пособия: здесь представлены основные движения танцев разных народов и методика их преподавания, определяется их связь с классическим танцем и отличия от него.
Пособие предназначено для преподавателей балетных школ и кружков.

От авторов
Предлагаемая вниманию читателя книга — итог нашей многолетней педагогической работы.
Ближайшим поводом к ее созданию послужил интересный опыт старейшего педагога характерного танца, заслуженного артиста А. В. Ширяева, с давних пор занимавшегося зарисовками танцевальных движений характерного жанра. Именно эти зарисовки и натолкнули нас на мысль систематизировать сведения и наблюдения, накопившиеся у нас за время нашей артистической и педагогической деятельности, закрепить их в форме учебника, настоятельная необходимость в котором ощущается очень остро. Большую помощь в осуществлении этой задачи оказал нам Ю. О. Слонимский, взявший на себя нелегкий труд первоначальной формулировки выводов — часто еще только нащупываемых — из наших многочисленных, но разрозненных и методологически не равноценных рабочих изысканий. Мы считаем своим долгом отметить здесь ценность активного участия Ю. О. Слонимского именно на этом этапе нашей работы.
Книга наша не является законченным и детализованным пособием по характерному танцу. Она затрагивает только основные вопросы техники этого танцевального жанра, изложенные в систематическом порядке.
Многие педагоги сомневаются в необходимости специального курса характерного танца в хореографической школе. Считая классический тренаж всеобъемлющим, они ограничиваются тем, что занимаются только разучиванием отдельных характерных танцев. Некоторые из них утверждают, что таким способом они научат любого танцовщика исполнять характерный танцевальный номер.
Что ж, это верно. Научить танцевать отдельный номер можно и без специальной методической тренировки. Мы видели выступления ряда актеров, которые не проходили систематического характерного тренажа и тем не менее исполняли танцы своего репертуара с таким высоким техническим мастерством, что балетные специалисты могли бы им даже позавидовать. Но стоило этим актерам взяться за другой танцевальный номер, по плану значительно отличающийся от разученных ими ранее, как сразу же обнаруживалась их полная техническая неподготовленность, а зачастую даже беспомощность. Тут-то и сказывалась разница между значением общей систематической тренировки и заучиванием отдельных приемов конкретного танцевального номера.
Проходя курс характерного танца, учащийся тренирует все свое тело, развивает его артистическую емкость, готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечетку, украинский гопак с присядками и прыжками, лезгинку или матлот. Система регулярного физического и танцевального тренажа, даже методически несовершенная, всегда будет продуктивнее случайных «натаскиваний» и «зубрежки» отдельных движений характерного танца. Возможности исполнителя, прошедшего курс характерного танца, почти неисчерпаемы. Мы сами начали работу на сцене, не проходя характерного тренажа, и на основании личного опыта смело утверждаем, что преимущества его огромны.
Рассматривать курс характерного танца только как усвоение комплекса определенных движений было бы неверно. Главная задача педагога — научить ученика работе над танцевальным образом, всячески разрушая в процессе обучения многочисленные сценические штампы.
Систематическим и планомерным изучением разнохарактерных национальных танцев мы не только расширяем диапазон технических возможностей учащегося, но и заставляем его искать новые краски в области своей актерской выразительности. Он никогда не нашел бы их, если бы ограничился только заучиванием, по мере надобности, отдельных па, как рекомендуют поступать противники специального курса характерного танца. Количество исполняемых ролей не поднимет общей подготовленности актера — не обладая всеми данными, которые в хореографии достигаются только путем систематического и постоянного тренажа, он неизбежно рано или поздно либо спасует перед трудностями какого-нибудь характерного танца, либо в интерпретации его поднимется не выше заурядного дилетанта.
Как удобней и наглядней построить изложение курса?
Мы пришли к заключению, что лучше разбить материал не по степени трудности упражнений, а по их основным признакам и назначению. Поэтому весь запас движений распределен нами по двум отделам: первый содержит тренировочные упражнения у «станка» и на «середине»; второй — отдельные движения национальных танцев в том виде, как они исполняются в народе, а также и в сценическом их воспроизведении. Отделы, в свою очередь, разбиты на группы, где все тренировочные упражнения расположены в порядке нарастания трудности и последовательности их изучения. Необходимые замечания (когда проходить упражнение, приемы и детали его и т. п.) даются в самом тексте.
Методике преподавания характерного танца посвящена специальная глава, а в конце книги мы помещаем программу, выработанную нами для ЛГХУ и знакомящую с планом занятий во всем его объеме и последовательности. Считаем нужным отметить, что программа эта рассчитана на нормальные современные условия профессионального хореографического образования (9–10 лет), включающего, начиная с 5-го года обучения, курс характерного танца. Таким образом, длительность прохождения курса характерного танца составит 4–5 лет.
Едва ли не самым трудным для нас оказался вопрос о методах описания движений.
Как прост и удобен для изложения классический тренаж! Терминология его общеизвестна, содержание понятий более или менее уточнено. Педагогу классического танца остается лишь указать на наиболее важные детали движений. Совсем иначе обстоит дело с характерным танцем. Здесь надо начинать буквально с азов. Терминологии его не существует, а если и есть отдельные наименования движений — как, например, «ножницы», «мельница», «коньки», «штопор» и т. п., — то даже в пределах одного города они понимаются по-разному. Это заставило нас не только кропотливо описывать каждое движение, так сказать, «по слогам», но поместить и рисунки, фиксирующие начальные, промежуточные и конечные положения головы, рук, корпуса и ног. Разумеется, сплошь и рядом мы ограничиваемся показом движения только в одном направлении. Необходимо также оговориться, что размещение фигур «у палки» и «на середине» вызвано стремлением к максимальной наглядности.
В связи со сказанным выше перед нами встал вопрос, пользоваться ли терминологией классического танца в тех случаях, когда движения характерного имеют хотя бы отдаленное сходство с классическими? В конечном счете нам пришлось разрешить этот вопрос положительно, потому что создавать совершенно новую терминологию для нескольких сот движений — труд большой и на сегодня еще неосуществимый. Мало назвать движение — нужно, чтобы это название, будучи лаконичным, точно определяло характерную особенность движения и, благодаря этому, легко могло войти в обиход.
Частично мы все же создали новую терминологию, но в отдельных случаях пользуемся терминами классики, известными педагогам и узаконенными практикой столетий. Надеемся, что с развитием характерного танца термины классики будут постепенно вытесняться другими, более соответствующими признакам специально характерного жанра.
Введенная нами терминология отчасти взята из ленинградской практики, отчасти же исходит из характера движений и народных их названий.
Группировка даваемых упражнений отнюдь не претендует на незыблемость. Возможны и другие варианты в построении уроков, другие сочетания движений в упражнениях. Мы лично, в нашей практике, придерживаемся предлагаемой системы, убедившись на опыте в ее целесообразности. Было бы очень желательно услышать соображения профессионалов и лиц, интересующихся хореографией, относительно общей структуры учебника и, в частности, по вопросам терминологии.
Одно из наиболее уязвимых мест книги — это отсутствие конкретно разработанных примеров танцевальных комбинаций «на середине» (так называемых этюдов). Но здесь мы натолкнулись на непреодолимую пока трудность воспроизведения их на страницах книги. Применить систему записи танца невозможно ввиду ее несовершенства; одного графического изображения, без пояснительного текста, — бесспорно недостаточно; словесное же описание до крайности затруднительно из-за отсутствия точно разработанного хореографического языка и потребовало бы для каждой позы и движения длиннейших описаний, рискующих притом остаться все же неясными.
Считаем необходимым уточнить некоторые термины, которыми мы пользуемся на протяжении книги.
Слова «стопа» и «ступня», «пятка» и «каблук» — применяются нами как синонимы. «Ненапряженное», «свободное» состояние частей тела — также. «Полупальцы» — равнозначащи этому же понятию в классическом танце. «Щиколотка» — то, что в классике называется «le cou-de-pied». Под выражениями «нога полусгибается», «присогнутые ноги» — следует понимать сгибание ноги в колене примерно на половину меньше, нежели demi-pliй в классическом танце. Определения «внутренняя и наружная сторона» или «внутреннее и наружное ребро стопы» — употребляются для обрисовки различных соприкосновений стопы. Прибегать к строго анатомическим определениям не хотелось, дабы на усложнять терминологии. Для обозначения позиций ног в характерном танце мы пользуемся термином «нормальное положение», подразумевая обычное расположение ступней (невыворотное). Случаи, когда нужно подчеркнуть выворотность, мы оговариваем особо. Говоря III, IV и другие позиции, мы имеем в виду неполную выворотность (50% требующейся в классике). Подъем ноги в воздух определяется условно в градусах: 90°, когда одна нога образует прямой угол по отношению к другой, 45° — этот же угол, деленный на две, и 25° — на четыре части. Таким образом, когда в тексте говорится: «нога на 25°» — это значит, что она находится в воздухе. Поворот «на 3/4, 1/2 и 1/4 круга» строится, исходя из геометрического понятия о круге.
При описании упражнений мы пользуемся также делением музыкального такта на восьмые и шестнадцатые его доли для того, чтобы своего рода «замедленной съемкой» показать движения частей тела.
Как правило, все упражнения начинаются с правой ноги.
Подводя итоги проделанной работы, мы безоговорочно признаем неполноту систематизированного в ней материала. Существенные пробелы — в частности, отсутствие в книге многих танцев народов Западной Европы — объясняются главным образом тем, что имеющаяся мировая литература о специально народных танцах весьма небогата, методологически не разработана и качественно не равноценна. Что же касается танцевального фольклора СССР, то сколько-нибудь серьезное ознакомление с ним началось лишь совсем недавно. Поэтому создавать нашу книгу нам пришлось фактически почти что «на голом месте».
Но несмотря на указанные трудности, мы все же решились сделать первый, пусть несовершенный, почин в области методического изучения характерного танца. Каждый день, из месяца в месяц, из года в год, мы стремились в своей педагогической практике расширять представления учащихся о народных танцах, вводить в учебный и сценический обиход неизвестные ранее танцы — в первую очередь танцы народностей СССР. Включенная в наш учебник особая глава, посвященная этим танцам, свидетельствует о проделанной нами в данном направлении работе.
Дальнейшее зависит, однако, не только от нас. Изучить народные танцы еще не значит ввести их на сцену. Дело за мастерами балета, которые должны, не допуская прежних ошибок, дать национально-плясовым темам сценическое воплощение и развитие, облечь их в эмоционально насыщенную сценическую форму.
Длительная и непрерывная работа над сценическим национальным танцем дает нам право обнародовать наш первый методический опыт в надежде, что он возбудит интерес к затронутым нами вопросам и тем поможет скорейшему их разрешению. Закончив нашу книгу, мы некоторое время колебались перед дилеммой — либо сейчас выпустить в свет то, что нами сделано, либо, в ожидании ликвидации «белых пятен», отложить выход книги довольно надолго.
Зная, как остро ощущается отсутствие элементарных учебных материалов по характерному танцу, мы решили не ждать.
А. Лопухов, А. Ширяев, А. Бочаров

Оглавление
Путь характерного танца .......... 9
От авторов .......... 59
Характерный танец и его связь с классическим .......... 65
Упражнения у палки .......... 73
Характерные battements tendus .......... 73
Упражнения со свободной стопой .......... 80
Упражнения на выстукивания .......... 94
Вращательные движения .......... 100
Круговращения ног .......... 105
Венгерские батманы .......... 119
Большие батманы .......... 124
Револьтады .......... 130
Голубцы .......... 133
Пируэты .......... 135
Построение курса и урока характерного танца .......... 138
Длительность курса и урока .......... 138
Принцип совместного обучения .......... 139
Обувь для характерного танца .......... 140
Построение урока .......... 140
Структура урока .......... 142
Этюды на середине .......... 145
Pas de basque .......... 146
Pas de bourree .......... 150
Saut de basque .......... 151
Balance .......... 152
Виды сценического бега .......... 153
Элементы русского танца .......... 162
Присядка .......... 172
Полуприсядочные движения .......... 173
Присядочные движения .......... 183
Элементы украинского танца .......... 199
Элементы кавказских танцев .......... 211
Лекури .......... 213
Горская лезгинка .......... 220
Осетинский танец «Симга» .......... 229
Элементы цыганского танца .......... 233
Элементы башкирского танца .......... 243
Элементы узбекского танца .......... 248
Элементы венгерского танца .......... 256
Элементы испанского танца .......... 278
Выстукивающие движения .......... 280
Balance .......... 286
Pas de basque .......... 289
Rond de jambe en l'air .......... 297
Элементы польского танца .......... 308
Этюды .......... 321
Музыкальное сопровождение этюдов .......... 325
Программа курса характерного танца .......... 328
Именной указатель .......... 339
Предметный указатель .......... 340




Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли

© 2005-2009 plie.ru
Классы |  Артисты |  Спектакли |  Словарь |  Обучение |  Контакты

Система Orphus
Ошибка или нерабочая ссылка? - Выдели ее и нажми CTRL-ENTER!