Классический танец (балет) и хореография для взрослых, начинающих и продолжающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающиххореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классический танец доступен каждому.
Попробуйте себя в балете!

хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Уроки хореографии для всех:
для взрослых, начинающих с любыми данными.
Индивидуальные занятия и минигруппы 2-3 чел.,
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих любое время (утро, день, вечер, выходные).
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Тел. (985) 640-64-16, м. Тимирязевская
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Добавить в избранное   Сделать стартовой
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Новости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Видео
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Словарь
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Уроки балета
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Обучение хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  О балете хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Учебное видео хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Академия русского балета (Хореографическое училище имени А. Вагановой)
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Московская государственная академия хореографии
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Пермский государственный хореографический колледж
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Другие классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Навигация по сайту хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Лента новостей
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты, обратная связь
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Отзывы и пожелания
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Поиск минигруппы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих   хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
05/11/2009 Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Эпоха Новерра: Учебное пособие. (Отрывок).
Издательство: Планета Музыки
Город издания: Санкт-Петербург
Год издания: 2008
Кол-во страниц: 320

В книге рассматривается западноевропейский балетный театр второй половины XVIII века, творчество выдающихся балетмейстеров: Новерра и Анджолини.
Книга рассчитана на специалистов, а также на любителей балета.

От автора
Первая часть настоящего исследования — «История западноевропейского балета от возникновения до середины XVIII века» предлагала пеструю картину процесса, протекавшего на территории разных стран. Там речь шла о том, как зарождались основные виды танца и пантомимы, выяснялись черты их различия и сходства, формы их взаимодействия, рассматривался путь от синтетического зрелища с элементами танца к зрелищу собственно балетному. Там действовали хореографы и исполнители, которые одновременно, но врозь закладывали фундамент профессионального балетного театра.
Вторая часть «Истории» заключена в более тесные хронологические рамки — от середины XVIII века до кануна французской революции. В этих границах, под мощным воздействием Просвещения, охватившего все отрасли культуры, хореографическое искусство самоопределялось дальше. Прежде всего, утверждался действенный балет — по сути дела, первая форма самостоятельного балетного зрелища. Процесс был подготовлен предшествовавшим ходом событий и повлиял на последующие судьбы мировой хореографии.
Содержание процесса, гораздо более компактного, нежели раньше, определило композицию и основные проблемно тематические узлы исследования: центральное место занял Жан-Жорж Новерр — выдающийся практик и теоретик балетного искусства. Новерр-практик много сделал для того, чтобы балет утвердился как самостоятельный вид театрального спектакля.
Он создал образцы разных жанров действенного балета, подытожив и закрепив разрозненные поиски предтеч. Новерр-теоретик совершил не менее важное дело. Он обобщил уже имевшийся опыт в области эстетики и поэтики балета, проложил мостки для дальнейших открытий. Его «Письма о танце» начиная с 1760-х годов широко распространились среди мастеров балета, обогатили творческую мысль и были признаны многими выдающимися умами Европы. Исполнители и хореографы, от малозаметных до самых крупных, испытали воздействие Новерра и были связаны с ним: одни — узами преданной веры, другие — путами принципиальной вражды.
Автор стремится ввести тему о Новерре в русло исторического процесса как один из потоков, в надежде, что книга станет сколько-нибудь полезным звеном в цепи наличных и будущих трудов. Здесь нет возможности перечислить все, что уже сделали исследователи Новерра. Но необходимо хотя бы кратко назвать тех, чьи работы позволили написать эту книгу.
Имя Новерра давно привлекает зарубежных историков балетного театра; естественно, интересует оно и советских ученых. Работы последних десятилетий обладают бесспорной ценностью благодаря богатству материала и выводов, касающихся собственно Новерра. Вместе с тем его деятельность иногда предстает в отрыве от общекультурного процесса, вне контекста большой истории человечества. Факты и дела, взятые как данность, сравнительно редко сопоставляются и так же редко подвергаются критическому анализу, хотя логика проделанных разработок вплотную подводит к тому.
Обширный свод материалов являет, например, книга Дерика Линхэма «Кавалер Новерр. Отец современного балета» (Лондон, 1950); она систематизирует события жизни и творчества хореографа, открывая простор для дальнейших обобщений.
Мариан Ханна Уинтер в своей книге «Преромантический балет» (Лондон, 1974) публикует ценные документы и сведения, проливающие новый свет на конкретные постановки Новерра. Книга вообще богата новонайденными материалами из истории балета XVIII века. Но исследовательница словно бы намеренно предлагает свои находки как строительный материал для будущих истолкователей этой истории.
Более широкие задачи ставит перед собой Айвор Гест, крупнейший современный историк балетного театра. В его книге «Романтический балет в Англии» (Лондон, 1954) освещены малоизвестные факты пребывания Новерра в Лондоне 1780-х годов, намечены международные связи этого художника, показан европейский резонанс его творческих идей. Другая книга Айвора Геста, «Балет парижской Оперы» (Париж, 1977), написанная в популярной манере, дает талантливый портрет хореографа в главе «Новерр».
Остроумные наблюдения встречаются в «Истории балета» Пьера Мишо (Париж, 1945), притом что книга имеет справочный характер.
Список зарубежных авторов и их книг можно продолжить, но, повторяю, объединяет подобные книги в ряде случаев то большая, то меньшая имманентность подхода исследователей, выключающих творчество Новерра из закономерностей общего исторического процесса.
Вскрыть эти закономерности помогают труды крупных советских ученых. К сожалению, у нас еще не было книг, посвященных истории западноевропейского балета XVIII века, зато написаны монографические очерки об отдельных мастерах того времени, в том числе о Новерре. Эти работы помогают нащупать поворотные моменты истории, определить место, занимаемое Новерром, понять и зависимость хореографа от общего процесса, и его воздействие на процесс.
Начинать перечень надо с дореволюционного историка балета А. Я. Левинсона, в книге которого «Мастера балета» (СПб., 1915) есть содержательная глава о Новерре. В талантливом эссе за угадываемым обилием источников вырастает образ эпохи с ее художественными открытиями и потерями. Даже пристрастная критика Новерра как отца пластической драмы (противником которой был Левинсон) не отменяет объективности общей оценки деятельности знаменитого хореографа.
Драгоценный вклад в советское театроведение сделали А. А. Гвоздев и И. И. Соллертинский: по их почину были выполнены первые переводы «Писем о танце» на русский язык. Соллертинскому принадлежат вступительная статья и комментарии к сокращенному переводу «Писем» (Л., 1927) и статья о Новерре в сборнике «Классики хореграфии» (Л., 1937), предпосланная фрагментам из «Писем». Обе статьи Соллертинского — отправные точки для советских исследователей истории французского балета, хотя отдельные формулировки и несут отпечаток социологических упрощений эпохи.
Вклад в советскую балетную науку внес и последний (тоже неполный) перевод «Писем о танце» Новерра (Л.; М., 1965)1. Вступительная статья Ю. И. Слонимского дает полезный очерк деятельности Новерра и балета его времени.
Заслуги Новерра давно признаны и позволяют вынести его имя в название книги, посвященной одному из самых содержательных периодов в истории балетного театра. Полнее понять и оценить картину времени можно, сопоставив деятельность Новерра с деятельностью его менее известного, но выдающегося современника — хореографа Гаспаро Анджьолини.
Ученик и последователь хореографа Франца Хильфердинга (чье творчество рассматривалось в предыдущем томе), Анджьолини считал себя — и слыл — убежденным противником Новерра. Между тем внимательный анализ практики и эстетических взглядов обоих хореографов показывает их изначальное идейное родство, возросшее на почве просветительского движения.
Факты устанавливают, что Анджьолини увлекался теми же идеалами, верил тем же авторитетам, ставил перед собой те же творческие цели, что и Новерр. И он идеалом балетного театра видел спектакль с логически последовательной и стройной драматургией, воплощенной выразительными средствами пантомимы и танца. И он стремился достичь этого идеала, пробуя силы в разных жанрах действенного балета. Наконец, Анджьолини изложил свои теоретические взгляды в двух «Письмах к господину Новерру по поводу балетов-пантомим», а также в предисловиях к собственным балетам. Эти его труды полемически проясняют значительность продиктованной временем и, в сущности, общей борьбы за эстетическое самоопределение балетного искусства.
Историческим парадоксом следует считать то, что имя Анджьолини было надолго забыто, и только в начале XX века заново открылась фигура этого выдающегося деятеля хореографии. К настоящему времени исследователи балетного театра собрали обширный фактический материал, опубликовали часть литературного наследства Анджьолини, ввели в научный обиход отдельные места из его спора с Новерром.
Развернутую биографическую справку об Анджьолини предложил историк балета Джино Тани в первом томе итальянской «Энциклопедии зрелищ» (Рим, 1954). Алоиз Мозер во втором томе своего содержательного труда «Летопись о музыке и музыкантах в России XVIII века» (Женева, 1951) внимательно проследил, на основе архивных и мемуарных документов, деятельность Анджьолини в России. Уолтер Тосканини опубликовал программу балета Анджьолини «Семирамида» и авторское пояснение к ней (Милан, 1956). Дерик Линхэм в уже названной книге о Новерре несколько предвзято осветил деятельность Анджьолини — с позиций апологетов его знаменитого соперника. Ряд проницательных мыслей о творческом методе Анджьолини высказала в своем «Преромантическом балете» Мариан Ханна Уинтер. Можно добавить, что сейчас уже ни один исследователь, обращаясь к истории мирового балетного театра, не обходится без раздела, посвященного Анджьолини. Краткие справки об Анджьолини как сотруднике Глюка в Вене дают труды зарубежных и советских музыковедов.
Особо следует назвать книгу А. А. Гозенпуда «Музыкальный театр в России от истоков до Глинки» (Л., 1959). Этот фундаментальный труд не содержит развернутой характеристики Новерра, поскольку тот никогда не посещал России. Зато рассмотрена деятельность Хильфердинга и Анджьолини, работавших в Петербурге и Москве. Тонкий анализ их творчества исчерпывающе документирован и дан на широком просторе исторического процесса. Это помогает понять природу преемственности и соперничества трех выдающихся хореографов XVIII века, до сих пор мало изученную театроведами.
Пока что не исследован всерьез и значительный литературный памятник эпохи — письма Анджьолини к Новерру. Итальянский оригинал «Писем» не переведен на другие европейские языки; не изучены и не комментированы содержащиеся в нем мысли. Между тем полемика Анджьолини с Новерром проясняет закономерности мирового балетного процесса второй половины XVIII века и тенденции дальнейшего развития. Автор настоящей книги пытается разработать эту важную тему и неоднократно обращается к литературному наследству Анджьолини, пользуясь собственным переводом текстов.
А. А. Гозенпуду и В. В. Чистяковой — постоянным рецензентам книги — автор выражает глубокую благодарность за серьезную конструктивную критику и ценную помощь на разных этапах работы. Автор также благодарит Л. А. Линькову, Э. К. Норкуте, Н. П. Рославлеву, И. И. Слонимскую, Б. А. Смирнова, И. В. Ступникова, Е. Я. Суриц и сотрудников отдела «Полиграфия» Ленинградской государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинградской театральной библиотеки имени А. В. Луначарского, научной библиотеки Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Ценную помощь материалами и справками оказали Айвор Гест (Англия), Хорст Кеглер (ФРГ), Фридерика Дерра де Морода (Австрия), Джозеф Гейл, Анна Киссельгоф, Сельма Джейн Коэн, Барбара Монтер, Лилиан Мор (США). Автор благодарит и всех друзей и коллег, помогавших в работе над книгой.

Оглавление
ОТ АВТОРА ........... 7
ВВЕДЕНИЕ ........... 13
Глава первая. БАЛЕТНАЯ КАРТА ЕВРОПЫ .......... 26
Глава вторая. ПАРИЖСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА ........... 41
Обновление традиций .......... 41
Гаэтан Вестрис ........... 45
Максимилиан Гардель — танцовщик оперы .......... 55
Аллар ........... 60
Гимар .......... 62
Глава третья. НОВЕРР. НАЧАЛО ПУТИ ........... 74
Новерр-танцовщик .......... 74
Первые балеты Новерра ........... 77
Первые английские гастроли .......... 86
В театре Лиона. Опыт драматизации балета .......... 88
Новерр и музыка .......... 93
Хореограф-режиссер ........... 99
«Письма о танце и балетах» ........... 106
Новерр в Штутгарте ........... 110
«Медея и Ясон» .......... 121
Новерр в Вене ........... 132
Балетные комедии .......... 137
Глава четвертая. ГАСПАРО АНДЖЬОЛИНИ ........... 149
Первые опыты .......... 149
В содружестве с Глюком. «Каменный гость» ........... 153
«Семирамида» ........... 162
Годы странствий ........... 175
Глава пятая. НОВЕРР И ПАРИЖСКАЯ ОПЕРА .......... 179
Встреча .......... 179
«Апеллес и Кампаспа» ........... 182
«Горации и Куриации» .......... 186
Гейнель — танцовщица Новерра .......... 191
В поисках выхода. Соперничество с Гарделем ........... 195
Новерр — сотрудник Глюка .......... 210
Снова в пути ........... 221
Последние годы Новерра ........... 227
Глава шестая. ПОЛЕМИКА АНДЖЬОЛИНИ С НОВЕРРОМ ........... 231
Глава седьмая. ЗАВОЕВАНИЯ ДЕЙСТВЕННОГО БАЛЕТА ........... 255
Балетный театр Польши .......... 255
Датский балет ........... 260
Иностранные балетмейстеры в России ........... 270
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН .......... 297
БАЛЕТЫ И ДИВЕРТИСМЕНТЫ .......... 307
ОПЕРЫ И ОПЕРЫ-БАЛЕТЫ .......... 312





Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли

© 2005-2009 plie.ru
Классы |  Артисты |  Спектакли |  Словарь |  Обучение |  Контакты

Система Orphus
Ошибка или нерабочая ссылка? - Выдели ее и нажми CTRL-ENTER!