Классический танец (балет) и хореография для взрослых, начинающих и продолжающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающиххореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классический танец доступен каждому.
Попробуйте себя в балете!

хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Уроки хореографии для всех:
для взрослых, начинающих с любыми данными.
Индивидуальные занятия и минигруппы 2-3 чел.,
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих любое время (утро, день, вечер, выходные).
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Тел. (985) 640-64-16, м. Тимирязевская
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Добавить в избранное   Сделать стартовой
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Новости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Видео
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Словарь
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Уроки балета
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Обучение хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  О балете хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Учебное видео хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Академия русского балета (Хореографическое училище имени А. Вагановой)
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Московская государственная академия хореографии
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Пермский государственный хореографический колледж
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Другие классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Навигация по сайту хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Лента новостей
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты, обратная связь
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Отзывы и пожелания
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Поиск минигруппы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих   хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
08/11/2009 Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века: Учебное пособие. (Отрывок).
Автор: Красовская В. М.
Издательство: Планета Музыки
Город издания: Санкт-Петербург
Год издания: 2008
Кол-во страниц: 320

Книга охватывает начальную пору балета стран Западной Европы и рассматривает пути его самоопределения в ряду других театральных искусств. Разделы и главы посвящены балетному театру Франции, Италии, Австрии, Англии, Швеции, Дании, Польши, судьбам наиболее крупных хореографов и танцовщиков этих стран.

От автора
История западноевропейского балетного театра уходит корнями в далекое прошлое. Предлагаемая книга, являясь первой частью исследования, охватывает длительный по времени период — от возникновения форм профессионального танца до середины XVIII века, когда балет определился как самостоятельный вид театральных спектаклей.
Искусство балета родилось значительно позже, чем искусство танца. Танец существует столько же тысячелетий, сколько существует человечество. Историю балета надо вычленять из истории танца, более обширной и давней. Балет — театральное искусство. Как и другие искусства, он порожден общественным бытием, с ним связан, но преобразует действительность по законам собственной эстетики.
Зрелища, близкие европейскому балетному спектаклю, человечество создало еще в далеком прошлом: их знали античные государства — Греция и Рим, Древняя Индия, Япония, Китай и другие страны. Отражая опыт своего времени и дух своего народа, те старинные зрелища опирались на качества национального искусства, а потому имели и общие свойства, и собственные отличия.
Современный европейский балет родился, когда некоторые такие зрелища уже насчитывали десятки веков жизни, а иные кончили эту жизнь вместе с породившей их культурой и сохранились лишь в ее памятниках и летописях, наподобие мертвых языков. Балет возник самостоятельно, хотя ему служили образцом народное творчество и искусство прошлого, преимущественно мифы и легенды античного мира. Древние сюжеты он перерабатывал на свой лад. Их сценический облик непрестанно менялся: каждая новая эпоха сообщала сюжетным ситуациям собственный смысл, собственные идеи, мотивировки и выводы. Соответственно менялись способы воплощения, сценические формы.
Балет не знает точной даты рождения и одного какого-нибудь творца. Славу открытия балета нельзя приписать ни одной стране. Искусство складывалось в недрах общества, на определенной ступени материального и духовного развития этого общества. Современный музыкальный театр с его двумя основными видами — оперой и балетом возник в эпоху Возрождения, когда городская культура сменила культуру феодальных поместий, когда, по словам Энгельса, «королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и основала крупные, в сущности, основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации». Новые порядки, утверждаясь, теснили отживающий феодальный уклад. Но борьба начиналась еще внутри прежнего уклада, новую культуру строили люди, воспитанные в правилах старой культуры. Поэтому музыкальный театр взял многие готовые формы искусства прошлого, будь то народные игры и пляски, средневековые церковные празднества и религиозные шествия, турниры, карусели, пиршественные забавы в феодальных замках. В них, наряду с любителями, были заняты и актеры-профессионалы синтетического плана.
Развиваясь в разных странах по-разному, балет всегда и везде сохранял важную специфическую черту, которую можно обозначить как союз многих искусств в одном театральном зрелище. Помимо собственно танца и пантомимы, балетному театру необходимы литературный сценарий, музыка, живописное и архитектурное оформление. А на первоначальном этапе, растянувшемся больше чем на столетие, спектакли этого театра были прочно связаны с декламацией и пением. Столь многообразные связи балета заставляют исследовать и опыт других, смежных искусств: эстетические закономерности их развития помогают уяснить специфику балета. С одной стороны, балет изначально вбирает в себя как составные возможности этих искусств. С другой же стороны, он развивается, подобно любому искусству, в общем ходе исторического процесса, подчинен его логике и отражает перемены времени. Как и все искусства, балет подвержен воздействию жизни того общества, в котором существует, и отражает его национальные особенности. То опережая соседние искусства в развитии, то от них отставая, он включается в смену стилей и направлений, выдвигаемых той или иной эпохой. Темой специальных исследований могут стать со временем разнообразные формы связей балета со смежными искусствами, его тяга к подобным связям и, наоборот, попытки их разорвать. Не менее важной темой окажутся другие специфические свойства балета: эстетическая система танцевальных и пантомимных образов, их эмоциональные и действенные возможности, особенности развития и композиции, отбор и кристаллизация структурных форм. Это — дело будущего. Достойный разговор о специфике балетного искусства, о внутренних закономерностях его природы может состояться лишь тогда, когда станет более или менее ясна история балетного театра в целом и в последовательности ее связей с историей других искусств. Недаром говорится, что теория всякого предмета — это прежде всего его история. Попытки конструировать «теории балета» при недостаточном знакомстве с его историей вряд ли могут увенчаться серьезными результатами.
Данная работа ставит целью наметить кардинальные линии и узловые моменты исторического развития западноевропейского балетного театра. Для этого понадобилось опереться на сделанное советской и зарубежной наукой в области театра и искусствознания вообще. Разумеется, невозможно охватить весь огромный комплекс исследований, даже тех, что созданы только за последние годы. Прежде всего потребовалось обратиться к работам о мировом музыкальном театре, как современным, так и более давним.
Советская наука изучает историю и теорию мирового искусства на основе марксистской методологии. Предпринятый опыт исследования, вероятно, было бы невозможно осуществить при отсутствии фундаментальных трудов по истории и теории театра, музыки, изобразительных искусств прошлого, авторами которых являются крупнейшие советские ученые А. А. Аникст, Б. В. Асафьев, Г. Н. Бояджиев, Б. Р. Виппер, Ю. Б. Виппер, А. А. Гвоздев, А. А. Гозенпуд, А. К. Дживелегов, С. С. Игнатов, В. Д. Конен, Т. Н. Ливанова и другие.
Зарубежной наукой созданы серьезные общие исследования по истории мирового балетного театра. Число их прибавляется, уровень растет. Не всегда их концепции, с точки зрения автора настоящей работы, достаточно объективны, не всегда включают необходимые общеэстетические и историко-культурные ассоциации. Однако бесспорно значительны широкие научные публикации, разработка и популяризация архивных материалов, которые вырастают иногда в находки большой научной ценности.
Интерес к проблемам собственно балетного искусства возник, едва это искусство утвердилось как самостоятельный вид музыкального театра. Вопросы истории, теории, эстетики хореографии разрабатывались с XV–XVI веков, когда итальянские танцмейстеры (Доменико да Пьяченца, Гульельмо, Корнацано, Карозо, Негри и другие) положили своими трактатами начало размышлениям о балете. То был предварительный этап если не науки в современном смысле слова, то учета наметившейся профессионализации, ее первоначальных норм.
Единственным примером рассуждения о правах и возможностях балета во Франции XVI столетия явилась брошюра Бальтазара де Божуайё: она обращалась к зрителям поставленного автором «Комедийного балета королевы», чтобы пояснить этот опыт в новом жанре. Конкретный практический разговор содержал и ряд серьезных общих положений.
Франция XVII века, став почвой дальнейшего развития балетного театра, создала тем самым условия и для историко теоретических разработок этой задачи. Аббат де Пюр опубликовал книгу «Мнение о древних и новейших зрелищах» (Париж, 1668), где предсказывал, в частности, что балету суждено отпочковаться от оперы. Трудом, смотрящим далеко в будущее, явилась книга ученого иезуита Клода Менетрие «Балеты старинные и современные, согласно правилам театра» (Париж, 1684). Знаток античности и самобытный мыслитель, Менетрие, по сути дела, стоял у истоков эстетики балетного спектакля XVIII века. Опираясь на «Поэтику» Аристотеля, он предварял научный опыт и практиков, и теоретиков новейшей эпохи. Вглядываясь поверх тогдашней практики балета как концертного придатка к опере, Менетрие проницательно видел его грядущие возможности.
XVIII век ознаменовал расцвет просветительской мысли, а это вызвало и подъем науки о балете. Уже первый год нового века принес трактат Рауля Фейе «Хореография, или Искусство записи танца» (Париж, 1701) — свидетельство принципиального сдвига в области структурных форм балетного танца. Английский хореограф Джон Уивер — создатель первого действенного балета, предвосхитившего реформу Новерра, — посвятил балету и несколько книг, изданных в Лондоне. То были «Опыт по истории танца» (1712), «Беседы по анатомии и механике танца» (1721), «История мимов и пантомим» (1728). Сами названия книг говорят о широте интересов автора. Кроме того, Уивер перевел на английский язык упомянутый трактат Рауля Фейе. С начала XVIII столетия вопросы балетного искусства правомерно вошли во многие разработки эстетических систем и взглядов. Им посвятил немало страниц аббат Дюбо в книге «Критические размышления о поэзии и живописи» (Париж, 1719), позже интерес к ним засвидетельствовал такой художник, как Хогарт, в книге «Анализ красоты» (Лондон, 1753). Порой проблемы хореографии трактовались еще весьма наивно, например в книге Жака Бонне «Общая история танца» (Париж, 1723). Но те же проблемы обоснованно и серьезно, уже в русле эстетики энциклопедистов, обсуждал далее Луи де Каюзак. Его книгу «Танец старинный и современный, или Исторический трактат о танце» (Гаага, 1754) тщательно проштудировал Новерр, как, впрочем, и книгу Менетрие.
Названы лишь основные, капитальные труды, отразившие процесс развития балета и мысли о балете от истоков до середины XVIII века — это время и стремится охватить первая часть настоящего исследования. Многочисленные трактаты, хроники, журнальные и газетные статьи, общетеатральные и балетные словари и прочие документы времени читатель обнаружит в ссылках. Объективная оценка цитируемых источников — в необходимости реже или чаще к ним обращаться.
Вклад в изучение истории балетного театра внесли своими исследованиями и публикациями авторы позднейших времен. Солидный фактический материал содержат труды по истории французского театра, написанные во второй половине XIX века. Таковы, например, двухтомный труд Виктора Фурнеля «Современники Мольера» (Париж, 1866), «Два века в Опере (1669–1868)» Нере Дезарбра (Париж, 1868), «Опыт истории театра» Жермена Бапста (Париж, 1893) и другие.
Несомненную ценность представляют собою труды, созданные в начале XX века. Это книги Анри Прюньера «Итальянская опера во Франции до Люлли» (Париж, 1913) и «Придворный балет во Франции до Бенсерада и Люлли» (Париж, 1914), а также книга Ромена Роллана «Музыканты прошлых дней» (Париж, 1913), известная советским читателям в нескольких русских переводах. На истоки первоначальных форм балетного танца проливает свет фундаментальный труд немецкого ученого Курта Сакса «Мировая история танца», опубликованный в 1933 году.
Современная зарубежная литература по истории балета обширна. Среди ее наиболее значительных авторов — Сирил У. Бомонт, Татьяна Высоцка, Айвор Гест, Фридерика Дерра де Морода, Линкольн Кирстайн, Сельма Джейн Коэн, Мари Франсуаза Кристу, Джоан Лоусон, Пьер Мишо, Лилиан Мор, Марк Эдуард Перуджини, Фердинандо Рейна, Мери Скипинг, Ирена Турска, Мариан Ханна Уинтер. Их работы явились тем прочным, преимущественно фактологическим фундаментом, на котором выстроено настоящее исследование.
Русская литература о балете имеет опыты исторического обзора. В дореволюционной России предпринимались попытки дать общую картину истории западноевропейского балета. К ним относятся «Балет, его история и место в ряду изящных искусств» К. А. Скальковского (СПб., 1882) и четырехтомная «История танцев» Н. С. Худекова (Пг., 1913–1915). Другие авторы писали только о балете в России. Скальковский и Худеков, освещая события, факты, судьбы деятелей мирового балетного театра, рассматривали их имманентно, то есть безотносительно к содержанию общего историко-культурного процесса. Реальную ценность явила собой книга А. Я. Левинсона «Мастера балета» (Пг., 1917). Автор построил ее как ряд глав о поворотных этапах в истории балета, когда свершались наиболее крупные сдвиги и возникали выдающиеся фигуры отдельных хореографов и танцовщиков. Талантливо и эрудированно освещая отобранный материал, Левинсон намеренно ограничил свою задачу формой историко-эстетических портретов. Среди глав книги только первая прямо относится к теме предлагаемой работы — содержит сведения и глубокие суждения о балете на рубеже XVII–XVIII веков. Остальные главы обращены к более позднему времени. Серьезный интерес представляет статья Левинсона «Заметки о балете XVII века. Танцовщики Люлли», опубликованная в специальном номере журнала «Ревю мюзикаль» за 1925 год.
Советские исследователи театра также обратились сначала к наиболее значительным явлениям истории балета. Они закономерно ставили своей целью вскрыть генезис этих явлений, определить их место и роль в истории европейского общества в русле его культурных потоков. Поэтому большинство трудов, в частности крупнейшего советского историка балета Ю. И. Слонимского, посвящено эпохе зрелости европейского балетного театра, которая началась со второй половины XVIII века. Об этих трудах речь пойдет в соответствующих частях исследования. Для первой части автор пользовался лишь немногими, но ценными работами, проливающими свет на возникновение этого театра и некоторые важные периоды его развития до середины XVIII столетия. В неопубликованной рукописи Л. Д. Блок «Возникновение и развитие техники классического танца» (хранится на секторе источниковедения Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии) затронуты важные вопросы родословной балетного танца и его профессионального формирования. Работа, написанная в 1930-х годах, значительна по собранному и проштудированному материалу. Но тема ее, естественно, не требовала последовательного анализа исторического процесса. Существенные мысли содержит статья А. А. Гвоздева «Оперно-балетные постановки во Франции XVI–XVII вв.», опубликованная в сборнике «Очерки по истории европейского театра» (Пг., 1923). Обширный материал и глубокий его анализ, при общей содержательной оценке эпохи, предлагает фундаментальный труд А. А. Гозенпуда «Музыкальный театр в России от истоков до Глинки» (Л., 1959), прежде всего страницы о деятельности хореографа Франца Хильфердинга.
А. А. Гозенпуду автор выражает искреннюю благодарность за строгую критику и конструктивную помощь на разных этапах работы над книгой. Автор также благодарит Н. И. Каценеленбоген, Э. К. Норкуте, Н. П. Рославлеву, И. И. Слонимскую, Б. А. Смирнова, И. В. Ступникова, Е. Я. Суриц, В. В. Чистякову (СССР), Айвора Геста (Англия), Хорста Кеглера (ФРГ), Фридерику Дерра де Морода (Австрия), Джозефа Гейла, Сельму Джейн Коэн, Лилиан Мор (США), сотрудников отдела «Полиграфия» Ленинградской государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина и сотрудников Ленинградской государственной театральной библиотеки имени А. В. Луначарского.
 
Оглавление
ОТ АВТОРА ......... 7
Глава первая. ХОРЕОГРАФИЯ. НА ПОДСТУПАХ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ......... 15
Танец в зрелищах Средних веков ......... 15
Итальянский Ренессанс ......... 26
Балетные интермедии ......... 39
Глава вторая. РОЖДЕНИЕ БАЛЕТА ......... 55
Балет во Франции ......... 59
Балет в Англии ......... 76
Глава третья. ФРАНЦУЗСКИЙ БАЛЕТ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА ......... 90
Балет-маскарад ......... 94
Драматический балет ......... 98
Балет с выходами ......... 110
Глава четвертая. ЭПОХА ЛЮЛЛИ ......... 122
Бошан — хореограф Люлли ......... 124
Люлли и Мольер ......... 131
Кристаллизация хореографических норм ......... 141
Сдвиги в теории ......... 147
Профессионалы танца ......... 161
Глава пятая. ОБЩАЯ КАРТА ЕВРОПЕЙСКОГО БАЛЕТА XVII — НАЧАЛА XVIII ВЕКА ......... 166
Конный балет ......... 166
Разновидности итальянского балета ......... 169
Английский балет ......... 171
Балет в Голландии ......... 179
Балет в Швеции ......... 183
Балет в Польше ......... 188
Глава шестая. АНГЛИЙСКИЙ БАЛЕТ НАЧАЛА XVIII ВЕКА ......... 196
Джон Уивер — хореограф просвещения ......... 200
Действенные балеты Уивера ......... 207
В состязании с Джоном Ричем ......... 212
Исполнители в английском балете ......... 216
Глава седьмая. БАЛЕТ ФРАНЦИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА ......... 221
Композиторы балета ......... 224
Танцовщица Франсуаза Прево ......... 226
Рамо и балетный академизм ......... 232
Нормативная эстетика спектакля ......... 235
Танцовщик Луи Дюпре ......... 239
Танцовщица Мари Камарго ......... 244
Итальянские гастролеры ......... 250
Творчество Мари Салле ......... 252
Академизм Лани ......... 272
Балетная карта Парижа ......... 274
Глава восьмая. АВСТРИЙСКИЙ БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР ......... 278
Молодость Хильфердинга ......... 279
Балетные комедии ......... 282
Опыты действенной балетной драмы ......... 286
Хильфердинг в Петербурге ......... 290
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......... 295
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН ......... 305
УКАЗАТЕЛЬ НАЗВАНИЙ ......... 314





Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли

© 2005-2009 plie.ru
Классы |  Артисты |  Спектакли |  Словарь |  Обучение |  Контакты

Система Orphus
Ошибка или нерабочая ссылка? - Выдели ее и нажми CTRL-ENTER!