Классический танец (балет) и хореография для взрослых, начинающих и продолжающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающиххореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классический танец доступен каждому.
Попробуйте себя в балете!

хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Уроки хореографии для всех:
для взрослых, начинающих с любыми данными.
Индивидуальные занятия и минигруппы 2-3 чел.,
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих любое время (утро, день, вечер, выходные).
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Тел. (985) 640-64-16, м. Тимирязевская
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Добавить в избранное   Сделать стартовой
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Новости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Видео
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Словарь
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Уроки балета
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Обучение хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  О балете хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Учебное видео хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Академия русского балета (Хореографическое училище имени А. Вагановой)
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Московская государственная академия хореографии
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Пермский государственный хореографический колледж
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Другие классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Навигация по сайту хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Лента новостей
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты, обратная связь
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Отзывы и пожелания
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Поиск минигруппы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих   хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
11/07/1997 Хореографическое училище. Большие маневры в маленьком балете
 
После традиционных выпускных концертов Вагановского хореографического училища о бедственном состоянии петербургской балетной школы беседовали обозреватель "Коммерсанта-Daily" Павел Ъ-Гершензон и солист балета Мариинского театра Сергей Вихарев. О прошлом и настоящем Московского хореографического училища рассуждают историк балета ВАДИМ ГАЕВСКИЙ и обозреватель "Коммерсанта-Daily" ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.
 
Урок первый. Литература
Татьяна Кузнецова: В прошлый раз мы остановились на том, что многие беды Большого театра рождены в недрах МАХУ, ныне помпезно переименованного в Государственную академию хореографии (эта беседа была опубликована в "Коммерсанте-Daily" 27 мая.— Ъ).
Вадим Гаевский: Я могу говорить об училище лишь на основании впечатлений от выпускных концертов...
Т.К.: В эту полицейскую академию никто и не может проникнуть изнутри.
В.Г.: Июньский выпускной концерт показался мне более интересным, чем в предыдущие годы. Появилась ученица Марины Леоновой, одаренная выпускница Светлана Лунькина (что само по себе хорошо), к тому же совершенно не похожая на всем нам знакомый тип головкинской балерины (что уж совсем замечательно). А в остальном все как всегда: номера педагогов училища либо так называемая классика в редакции Софьи Николаевны.
Т.К.: То же самое было и двадцать лет назад, когда училась я.
В.Г.: С этим художественным и профессиональным багажом выпускники выходили и выходят в самостоятельную жизнь. Более чем странная педагогическая система. Представьте себе, что на уроках литературы проходили бы не Пушкина, Гоголя, Толстого и Чехова, а рассказы и повести преподавателя литературы или "Капитанскую дочку" в редакции директора школы. Даже допустив, что сами по себе эти опусы могут быть талантливы, воспитывать детей только на доморощенном искусстве небезопасно и непедагогично, а предлагать им изувеченную классику за образец — недопустимо.
Свежий пример — гран па из "Пахиты", увиденное на отчетном концерте. Это замечательная композиция Петипа была искромсана и обессмыслена академиком Головкиной самым варварским образом: отсечена первая часть, появились чужеродные вкрапления (даже из "Жизели"), на музыку женских вариаций танцевали юноши, кода вообще не имела отношения ни к чему. Педагогический итог этой операции состоит в том, что молодые артисты получают право на отсебятину еще в стенах училища. Поэтому не надо удивляться, что этим правом они широко пользуются в театре. Но это не единственная беда. Несчастье в том, что будущие артисты заканчивают школу невежественными в профессиональном плане. Они не знают, что такое искусство Петипа, что такое искусство Фокина и что такое классика ХХ века. И самое удивительное — они не знакомы с текущим репертуаром Большого театра.
 
Урок второй. Этика
Т.К.: Окончательный отрыв московской школы от театра произошел, когда она переехала в новое здание на Фрунзенской.
В.Г.: Школа при "Гранд Опера" тоже переехала в пригород Парижа, но художественной связи с театром не потеряла.
Т.К.: У нас было не просто географическое перемещение. Переезд означал наступление новой эры в управлении школой. Директор ее, Софья Головкина , именно в это время добилась полной автономии — экономической, политической, ну и художественной, разумеется. Что и было ее целью с момента прихода в училище при Большом театре. Женщина с замашками самодержца, к тому же с большими связями, она не терпела рядом с собой ни талантливых, ни тем более знаменитых. В 1960 году из школы ушла Марина Тимофеевна Семенова, вместе с ней — Асаф Михайлович Мессерер (преподававший в школе с 1923 года). Тогда же — легендарная Елизавета Павловна Гердт, проработавшая четверть века и воспитавшая Плисецкую, Стручкову, Максимову.
В.Г.: И самый вопиющий факт: в том же 60-ом году, после тридцатисемилетней работы, школу оставляет великий педагог Николай Иванович Тарасов, ученик Легата, сделавший для мужского танца столько же, сколько Ваганова для женского (неслучайно по их совместному сценарию был создан фильм "Методика классического танца"). Этот массовый исход был похож на демонстрацию, к сожалению, не замеченную никем. 1960-й — роковой год в жизни московской школы, год великого перелома.
Т.К.: Именно в 1960-м Головкина возглавила училище. Следом за знаменитостями из педагогического коллектива под разными предлогами были удалены вообще все авторитетные и непокорные. Пришел черед и учителей младших классов — малоизвестных за пределами балетного мира, но бесценных чернорабочих профессии. В конце 60-х, когда я поступила в училище, нехватку педагогических кадров компенсировали лучшими специалистами из провинции: появились педагоги из Перми, Горького, Ташкента, даже из Ленинграда. Но талантливые, да и просто независимые люди не приживались.
В.Г.: Приживались приживалы?
 
Урок третий. Физкультура
Т.К.: Не совсем так. В школе были и есть честные, самоотверженные педагоги, вынужденные растить учеников, поступаясь гордостью и самолюбием, не имея возможности открыто отстаивать свои профессиональные принципы и свои человеческие интересы. Но более заметны другие. Два последних года я училась у женщины из Баку, которая не танцевала никогда и у себя дома преподавала в самодеятельности. Зато она закончила годичные головкинские курсы и с зеркальной точностью копировала все комбинации Софьи Николаевны. По образцу директорского урока и вопреки столетней педагогической практике, три дня мы делали один класс, три дня — другой, потом опять первый, затем снова второй. И так весь год — с сентября зазубривали экзаменационный урок, как куклачевские кошки.
В.Г.: А вы понимали, что эта бакинская терпсихора вас калечит?
Т.К.: Разумеется, и даже осмелились бунтовать. После твердых отказов нашего ментора учить нас в соответствии с официально принятой программой классического танца, мы потребовали замены этой дамы, защищенной директорским расположением. Разразился страшный скандал, три дня мы готовились к худшему — вылететь со свистом.
В.Г.: Неужто пронесло?
Т.К.: Каким-то чудом. Педагога нам все-таки заменили.
 
Урок четвертый. История
В.Г.: Я вас поздравляю с победой. И это было первое и последнее поражение Головкиной за всю ее жизнь. Во всяком случае, после ухода из Большого театра. Что же касается ее театральной карьеры, которую я наблюдал с 45-го года, могу с полной ответственностью сказать, что никаких творческих побед не было. Реальных результатов она добивалась, выступая не на сцене, а на партийных собраниях.
Т.К.: Однако штудируя подшивку многотиражки Большого театра, я обнаружила, что Софья Николаевна меньше, чем кто-либо из коллег (причем самых прославленных и как бы погруженных в чистое искусство) славословила "отца всех народов". Весь ее пафос был направлен на внутритеатральные дела. Наша прима-балерина с крайним неодобрением наблюдала за выдвижением Стручковой и Плисецкой, нарушивших установившуюся было иерархию, и не прекращала попыток дискредитировать, а то и сместить тогдашних руководителей театра — Леонида Лавровского и Михаила Габовича.
В.Г.: Все эти закулисные истории чрезвычайно занимательны, и их необходимо знать, но все-таки вернемся на сцену, потому что именно там, во время выступлений Головкиной складывался тот образ балерины и то представление о классическом танце, которые впоследствии она успешно сумела навязать московской школе.
 
Урок пятый. Эстетика
Т.К.: Вы часто бывали на ее спектаклях? Уж не являлись ли вы головкинским поклонником, как тогда говорили, "сыром"?
В.Г.: В юности я был безвестным поклонником Семеновой. Не пропускал ее спектаклей, в отличие от самой Марины Тимофеевны, которая по разным причинам нередко отменяла свои выступления. Головкина же была ее дублершей. И вот представьте себе такую картину: каким-то чудом достав в последний момент билет, я прибегал взмыленный, но счастливый к себе на галерку и видел в пачке Раймонды не обожаемую Семенову, а крупную даму с крепкими ногами, невыразительными руками и еще более невыразительным лицом. И уж совсем невыразительным танцем.
Балерину Головкину охарактеризовать нелегко — еще и потому, что у нее не было своих ролей, на нее не ставилось никаких балетов. Глубоким интерпретатором хореографии она не была, сфера ее искусства — поверхностный и чисто технический слой танца. Хорошо поставленное вращение, природный апломб, врожденная немузыкальность, а потому непластичность и — при внешней динамике — внутренняя неподвижность. Ставка на силу, а не на тонкости ремесла. Форс — как содержание любого движения, любого па, как основа художественного мировоззрения, сущность профессии, и, может быть, сущность жизни.
Т.К.: Поразительно, с какой неукоснительной точностью ректор академии уже много лет штампует маленьких головкиных .
В.Г.: Несколько упрощая, но и не искажая сути дела, можно сказать, что в классическом балете Софья Головкина воплощала тот же пластический женский идеал, который в скульптуре воплощался Мухиной у нас, а Тораком — в Германии. В социологических терминах это формулируется еще проще: классицизм тоталитарной эпохи.
Конечно, это не имперский классицизм Мариинского театра, не блистательный Санкт-Петербург. Но и не эмоциональная, одухотворенная Москва. Ведь подлинная московская традиция — это прежде всего знаменитые романтические балерины ХIХ века Екатерина Санковская, Анна Собещанская, Белый лебедь, Чайковский. К сожалению, эта традиция давно забыта не только в МАХУ, но и в Большом театре, замещена другой — "Дон Кихотом", Гельцер, Лепешинской, что, впрочем, тоже живое и очень московское искусство. МАХУ не ориентируется ни на то, ни на это, ни на лирику, ни на драму, ни на веселье. Культивируется танец, душевно нетонкий, художественно неизощренный, к тому же весьма старомодный.
 
Урок шестой. Математика
Т.К.: Меня, честно говоря, все эти собещанские-санковские не очень-то волнуют. Да и лирическая линия московского балета далеко не столь явственна: "Лебединое" в Москве стало скорее устойчивым поводом для скандала — как в прошлом веке, так и в нынешнем. Серьезнее (и конкретнее), на мой взгляд, тот на поверхности лежащий факт, что за тридцать семь лет директорства Головкиной из стен училища не вышло ни одной балерины мирового класса.
В.Г.: Таня, не перегибайте палку. А как же Бессмертнова, Ананиашвили и другие этуали 70-80-х? Ведь об этих своих ученицах Головкина говорит постоянно и как будто с полным на то основанием?
Т.К.: Давайте разберемся. Наталья Бессмертнова — ученица Марии Кожуховой и только на один выпускной год попала к Головкиной . Этуали 70-80-х — это Людмила Семеняка (закончила училище им. Вагановой), Надежда Павлова (Пермское училище), Нина Семизорова (Киев). Вы знаете балерину Марию Былову, которой во время дебюта в "Раймонде" из зала крикнули: "Уйди, Маша, не позорься!" и по старомосковской традиции вместо цветов кинули веник? Вот это выпускница Головкиной. Равно как и Наталья Архипова — кто теперь ее помнит? Надежда Грачева семь лет проучилась в Алма-Ате. Галина Степаненко выпустилась из училища в такой плохой форме, что ее не брали ни в один московский театр; и лишь Наталья Касаткина и Владимир Василев, известные воспитатели недоученных талантов (в их "Классическом балете" "дозревали" после школы Ирек Мухамедов, Владимир Малахов и др.) рискнули взять сомнительную выпускницу на свое попечение. Названная вами Нина Ананиашвили пять лет училась в Тбилиси, а в Москве попала в руки Натальи Золотовой, педагога ленинградских корней. Кстати, вскоре после выпуска Ананиашвили Золотова была вынуждена уйти из училища.
Хорошо еще, что Софья Николаевна не столь активно вмешивается в обучение танцовщиков. Благодаря этому за все время ее правления первые танцовщики в Большой театр поставляются бесперебойно: Акимов, Гордеев, Богатырев, Федоров, Барыкин, Фадеечев, Лиепа, Ветров, Мухамедов, Посохов, Филин, Уваров, Цискаридзе, Перетокин, Клевцов, подрастает молодежь... И никакие отъезды московских артистов на Запад (а спросом там пользуются исключительно танцовщики) были не в состоянии пробить брешь в стройных рядах солистов ГАБТа. Увы, сейчас положение осложнилось: главный воспитатель наших премьеров, Петр Пестов, после долгих лет самоотверженного низкооплачиваемого труда уехал преподавать в Германию, в школу Штудгартского балета. Как это скажется на театральных кадрах — узнаем лет через пять.
В.Г.: Вы забыли Аллу Михальченко. Она могла бы продолжить воображаемый ряд санковских-собещанских, о которых вы высказались столь непочтительно и столь небрежно. Но ей не позволили это сделать ни в школе, ни в театре. В школе из нее пытались сформировать тупую техничку, а театре она без устали и без особого успеха танцевала все подряд, потеряв так и не выявившуюся индивидуальность. Какая странная судьба — одновременно чрезвычайно удавшаяся и, по-моему, весьма печальная. Она стала премьершей, но не стала самой собой. Яркий пример того, как школа и театр действовали сообща, в одном направлении.
 
Урок седьмой. Риторика
Т.К.: Сейчас, кстати, между академией и Большим театром отношения натянутые: вступая в должность артистического директора ГАБТа, Владимир Васильев неосторожно заявил, что реформы надо начинать со школы, и, прежде всего, необходимо сменить ее директора. Эта опасная тема больше не затрагивалась, однако с тех пор училище не дает своих учеников для спектаклей Большого. А в конце 60-х, добившись полной независимости, Софья Головкина пошла на добровольный союз с театром. МАХУ обслуживало репертуар Григоровича — деформировав при этом школьные программы. Главной жертвой пал характерный танец, ненужный в то время на сцене ГАБТа. А ведь именно создание методики преподавания характерного танца стало главным вкладом советской педагогики в систему обучения балетного артиста — и главным делом жизни петербуржцев Ширяева и Андрея Лопухова, москвичей Анатолия Кузнецова и Тамары Ткаченко. До 30-х годов нашего века характерному танцу учились "с ног", зазубривая целиком номера из спектаклей. Энтузиастами характерного танца были дотошно изучены последовательность и закономерности развития движений; исследованы, описаны, обработаны, включены в театральный контекст народные танцы (грузинский, армянский, польский, узбекский и пр.) Был создан целый экзерсис: упражнения у палки, на середине, разделы мелкой техники, вращений, прыжков — полноценный курс обучения, аналогичный классическому. Ведь характерный солист — это не классик, вышедший из формы, а потому "разжалованный", не субтильная брюнетка, по цвету волос вообразившая себя испанкой, не пышущие излишним здоровьем юноши, остервенело размахивающие руками. Характерных солистов специально готовили, еще в школе распознав их амплуа. Это была уникальная система, нигде больше в мире не существовавшая.
В.Г.: Вот тогда-то школа и имела право называться академией.
Т.К.: Сейчас все это вытравлено, изничтожено — боюсь, безвозвратно. Ведь 40 лет головкинского правления — это полная (вдумайтесь — полная!) смена двух поколений артистов. Теперь нет людей моложе пятидесяти, которые бы знали доголовкинские времена, иную школу, иную форму преподавания. Ныне в училище работают люди, выросшие в недрах головкинской методики и воспринимающие ее как единственно возможную, как догму. А это значит...
В.Г.: А это значит, что московская школа мертва.
Т.К.: А может, это все-таки кома?
P.S. Редакция будет рада предоставить возможность представителям Московской государственной академии хореографии выступить на страницах газеты.
Газета «Коммерсантъ», № 108 (1290) от 11.07.1997





Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли

© 2005-2009 plie.ru
Классы |  Артисты |  Спектакли |  Словарь |  Обучение |  Контакты

Система Orphus
Ошибка или нерабочая ссылка? - Выдели ее и нажми CTRL-ENTER!