Обучающее видео, уроки академий, мастер-классы, статьи, видеоновости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающиххореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классический танец доступен каждому.
Попробуйте себя в балете!

хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Уроки хореографии для всех:
для взрослых, начинающих с любыми данными.
Индивидуальные занятия и минигруппы 2-3 чел.,
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих любое время (утро, день, вечер, выходные).
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Тел. (495) 797-15-83, м. Тимирязевская
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Добавить в избранное   Сделать стартовой
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Новости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Видео
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Словарь
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Уроки балета
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Обучение хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  О балете хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Учебное видео хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Академия русского балета (Хореографическое училище имени А. Вагановой)
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Московская государственная академия хореографии
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Пермский государственный хореографический колледж
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Другие классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Навигация по сайту хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Лента новостей
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты, обратная связь
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Отзывы и пожелания
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Поиск минигруппы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих   хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
17/03/2009 Биографии деятелей балета.

Роббинс Джером

РОББИНС (Robbins) Джером (11 октября 1918, Нью-Йорк — 29 июля 1998, там же), американский балетмейстер и театральный дирижер; выдающийся многогранный хореограф.
Учился в Нью-Йоркском университете, но, не окончив курса, в 1937 стал танцовщиком на Бродвее. Его учителями в классическом танце были Э. Даганова, Ю. Лоринг, драматическому искусству учился у известного режиссера Э. Казана. В 1940 вступил в труппу «Америкэн балле тиэтр», в 1942 стал его солистом. В 1944 поставил свой первый балет «Матросы на берегу» на музыку Л. Бернстайна, который позднее трансформировал в мюзикл.
Работал в ведущих балетных труппах Нью-Йорка («Балле тиэтр», 1940-1948, «Нью-Йорк сити балле», 1949-1963, ставил в «Американ балле тиэтр», организовал труппу «Балеты США», 1958-1959, и др.). Среди лучших постановок Роббинса: «Гости» (1949), «Послеполуденный отдых фавна» (1953), «Концерт» на музыку Шопена (1956), «Нью-Йорк экспорт опус Джаз» (1959), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1965), «Танцы на вечеринке» (1969), «Гольдбергские вариации» на музыку Баха (1971), «Разбитое стекло» (1986), «Сюита «Вестсайдская история» (1995) и др. Совместно с Дж. Баланчиным поставил балеты: «Жар птица» Стравинского (1970), «Пульчинелла» (1972). Роббинс обладал обостренным чувством современности, именно поэтому его хореография и пластика так легко и гармонично вписывается в рисунок танца.
Прославился постановкой блистательных мюзиклов: «Король и я» (1951), «Питер Пэн» (1954), «Скрипач на крыше» (1964). Лучшим его мюзиклом стала «Вестсайдская история» (1957), по которой в 1961 Р. Уайз поставил всемирно известный фильм, удостоенный премии «Оскар» (1961).




Войцех Весёловский

ВЕСЁЛОВСКИЙ (Wiesiollowski) Войцех [псевдоним Лёвски Войтек (Lowsky Woytek)] (р. 11.10.1939, Брест - 24.11.1995, Варшава), польский артист, педагог.
В 1956-66 гг. танцовщик варшавской Оперы.
В 1961-63 годах совершенствовался в Ленинградском хореографическом училище.
В 1966-72 гг. солист Балета XX века (Брюссель), гастролировал в "Танц-форум" (Кёльн), в 1972-73 гг. солист труппы Балет Марселя; с 1973 г. первый танцовщик труппы "Бостон балле".
Исполнил роли в постановках балетмейстера: М. Бежара - Тибальд ("Ромео и Джульетта" на музыку Берлиоза), сольные партии в балетах "Девятая симфония" на музыку симфонии Бетховена, "Месса для нашего времени"; "Бакти" на классическую индийскую музыку, "Бодлер" на сборную музыку; Р. Пти - "Зажгите звёзды" (по Маяковскому), на музыку Шостаковича, Прокофьева, Мусоргского и др., Бандит ("Кармен" на музыку Визе), "Гибель Розы" на музыку Малера; Дж. Баланчина - "Блестящее аллегро", "Четыре темперамента" Хиндемита, "Блудный сын"; Б. Кульберг - Язон ("Медея" на музыку Бартока), Л. Вуйциковского - Фавн; Зигфрид, Базиль, Голубая птица, Франц, Ромео и др.
В 1972-73 гг. преподавал в Международном центре танца в Канне.




Аюпова Жанна Исмаиловна

АЮПОВА Жанна Исмаиловна (р. 12.10.1966), солистка балета Мариинского театра. Родилась в Петрозаводске. Окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой (1984 г.) по классу Н. Кургапкиной. С 1984 в труппе Мариинского театра. Танцевала главные партии в балетах "Пахита", "Лебединое озеро", "Наяда и рыбак", "Жизель", "Спящая красавица", "Шопениана", "Тема с вариациями", "Бахчисарайский фонтан", "Симфония до мажор". Лауреат Международного конкурса артистов балета в Москве (1985). Работы 1998-99 гг.: "Аполлон" (Терпсихора), "Серенада", "Средний дуэт", "Поцелуй феи" (Невеста), "Драгоценности" ("Изумруды").




Симкин Даниил Дмитриевич

Даниил Симкин (р. 12.10.1987), артист балета.
Даниил Симкин родился в российском городе Новосибирске 12 октября 1987 года. Сын балетных артистов. Отца Даниила - Дмитрия Симкина - пригласили работать и жить в Германию. Поэтому в 1990 году семья Симкиных переехала в немецкий город Висбаден.
В 10 лет Даниил начал заниматься уроками классического танца под руководством своей матери Ольги Александровны и продолжал учиться в самой обычной школе, где никому не рассказывал о своих занятиях балетом.
Представляете удивление одноклассников Даниила, когда в 2000 году, в возрасте двенадцати лет он завоевал Первый Приз на Международном конкурсе артистов балета в Австрии?! Эта победа стала первым серьезным достижением в балетной карьере Даниила Симкина.
Так, с 12 лет Даниил Симкин успешно начал участвовать в международных конкурсах и скоро собрал коллекцию из десятка самых престижных "балетных" медалей!
Сейчас Даниил Симкин - солист балета театра "Венской оперы" в Австрии.
У Симкина бесшумный летучий прыжок, отличный шаг, легко распахивающий ноги в воздухе на шпагат в любых направлениях, уверенное стабильное вращение с редкой способностью замирать на одной ноге после пируэта.




Головкина Софья Николаевна

ГОЛОВКИНА Софья Николаевна (30 сентября (13 октября) 1915 — 17 февраля 2004, Москва), российская артистка балета, народная артистка СССР (1973).
Софья Николаевна родилась в Москве 30 сентября 1915 года. По окончании Московского хореографического училища, с 1933 по 1959 годы была солисткой Большого театра, исполняла многие ведущие партии классического репертуара. Среди ее ролей Никия, Диана Мирейль, Китри, Одетта-Одиллия, Раймонда, Аврора, Царь-Девица, Сванильда, Светлана, Тао Хоа, Зарема.
Как отмечали критики, её искусству был свойственен героико-оптимистический стиль в сочетании с блестящей виртуозностью и чистотой линий, темпераментом и артистизмом. Ее называли "Королевой фуэте", способной вращаться "на почтовой марке".
В 1960 году Софья Николаевна возглавила Московское хореографическое училище, которое впоследствии по ее инициативе было преобразовано в Московскую Государственную Академию хореографии.
Благодаря энергии, настойчивости и активному участию С.Н. Головкиной в 1967 году было построено новое здание МХУ с двадцатью репетиционными залами, интернатом и учебным театром.
В 1970-ых годах МХУ становится методическим центром хореографического образования. Софья Николаевна искала таланты по всей стране, помогала балетным школам в других городах и странах. Она стояла у истоков создания балетных школ в Токио, в Сеуле, в Вейле (США). Ее книги, статьи, мастер-классы внесли огромный вклад в распространение опыта московской школы балета.
С.Н. Головкина стояла во главе Академии с 1960 по 2002 год, совмещая административную должность Директора (Ректора) с преподаванием классического танца. Она не прекращала педагогическую деятельность до последних дней своей жизни.
Награды и звания.
Государственная премия СССР (1947).
Академик Академии гуманитарных наук.
Лауреат почетного звания "Легендарная" (награждена Российской Хореографической Ассоциацией).
Лауреат специального приза журнала "Балет" "Душа Танца" в номинации "Мэтр танца".
Кавалер Ордена за Заслуги перед Отечеством III степени и многих других государственных наград.

В 1960 году Софья Николаевна возглавила Московское хореографическое училище, которое впоследствии по ее инициативе было преобразовано в Московскую Государственную Академию хореографии. Благодаря настойчивости С.Н. Головкиной в 1967 году было построено новое здание МХУ с двадцатью репетиционными залами, интернатом и учебным театром. В 1970-ых годах МХУ становится методическим центром хореографического образования. Софья Николаевна искала таланты по всей стране, помогала балетным школам в других городах и странах. Она стояла у истоков создания балетных школ в Токио, в Сеуле, в Вейле (США).
Ее книги, статьи, мастер-классы внесли огромный вклад в распространение опыта московской школы балета.
Софья Головкина была олицетворением всевластия в балетном образовании. Майя Плисецкая, сама сильно пострадавшая при тоталитарном режиме, вспоминает: «Другая любительница влиятельных генералов была Софья Николаевна Головкина. Она тоже громогласно занималась общественной работой и тоже обогатила партию большевиков своим членством. Танцевать она совсем не умела. Пируэты и шене крутила криво, но не падала. Как Пизанская башня. В ней не было ни темперамента, ни блеска... От ее спектаклей веяло скукой и серостью». (Из книги «Я, Майя Плисецкая...»).

А. Герасимов. Портрет
балерины С.Головкиной,1947г.

Головкина была умелым администратором. Главный административный успех ей обеспечивали бесконечные внучки советских чиновников. Как вспоминала Плисецкая в связи с педагогической деятельностью Головкиной: «Особыми талантами к балету, о боги, оказывается, были наделены с рождения дети да внуки сильных мира сего... Фамилиями вождей наших, да министров, за замов я могла бы заполнить две-три страницы». Сцена главного театра страны действовала на внучколюбивых аппаратчиков магически. Даже такие поборники социальной справедливости, как Юрий Андропов и Михаил Горбачев, не избежали соблазна увидеть своих внучек в числе юных балеринок Большого. Первой такой ученицей стала внучка министра культуры Екатерины Фурцевой. Кстати, после смерти «Екатерины великой» в 1974 году ее внучку Головкина немедленно из училища отчислила. Но зато для шестилетней (!) внучки Горбачева стараниями Головкиной был специально открыт подготовительный класс. Внучка Андропова - в отличие от внучки Фурцевой - училище окончила, десять лет танцевала в кордебалете.

Софья Головкина с ученицами

Власть Головкиной простиралась далеко за пределы школы. Когда, вступая в должность артистического директора ГАБТа, наделенный широчайшими полномочиями Владимир Васильев неосторожно заявил, что реформы надо начинать со школы, 80-летняя директриса сумела дать достойный отпор: опасную тему больше не затрагивали, а Большому пришлось занимать в своих спектаклях учеников частных студий. Зато училище стало называться академией, а Софья Головкина - ректором.
В 2001 году Головкина ушла в отставку под немалым нажимом Большого театра и Министерства культуры. Головкиной вменяли в вину развал московской балетной школы, плохую подготовку танцовщиц и даже травлю лучших педагогов, вынужденных искать пристанище своему таланту в эмиграции.
(Еще по теме).




Майкл Смуин

Майкл СМУИН (Michael SMUIN)(13.10.1938 – 23.04.2007), танцор балета, хореограф и театральный режиссер, работал в American Ballet Theatre, San Francisco Ballet (1973-1985), и хореографом в Dance Theatre of Harlem, Washington Ballet, Pacific Northwest Ballet, Milwaukee Ballet.
В его балетную постановку "Come Dance Me a Song" входили хиты Элтона Джона "Crocodile Rock","Goodbye Yellow Brick Road" и "The Last Song".
Луреат премий Emmy Award (1984) и Tony Award(1988).
Умер во время репетиции.




Ромм Валерий Владимирович

РОММ Валерий Владимирович (р. 13.10.1943, пос. Железнодорожный Коми АССР), артист, балетовед.
Окончил Академию русского балета по классу Б.В. Шаврова (г. С.-Петербург, 1964).
С 1964 года начал работать солистом балета в Новосибирском академическом театре оперы и балета.
В 1967 году В. Ромм работал в Ленинграде, участвовал в создании ансамбля, который теперь известен под именем "Хореографические миниатюры Л. Якобсона".
С 1968 по 1984 вновь в Новосибирске. На сцене Новосибирского академического театра оперы и балета за двадцать лет сценической деятельности станцевал много сольных и ведущих партий. Среди них Али батыр ("Сюимбике - птица счастья), Хулиган ("Барышня и Хулиган"), Юноша ("Ленинградская поэма") Тибальд ("Ромео и Джульетта"), Ротбардт, па-де-труа, испанский ("Лебединое озеро"), Граф Альберт (Одесса), Ганс ("Жизель"), Капитони ("Доктор Айболит"), Корнет (Привал кавалерии), Смерть ("Девушка и смерть"), Дон Кихот ("Дон Кихот") и т.д. Гастролировал с театром в Японии, Болгарии, Италии, Польше, Германии. На сцене Новосибирского академического театра оперы и балета поставил одноактный балет "Моя биография" а 50-летию комсомола.
В 1970 закончил без отрыва от сцены Российскую театральную академию (театровед). Руководителем дипломной работы был Н.И. Эльяш.
По окончании ГИТИСА стал печататься в местных, союзных и иностранных печатных изданиях.
В.В. Ромм также в первых лет работы в театре со сценической деятельностью вел педагогическую работу в театральном и хореографическом училищах, в хореографической самодеятельности.
В 1992-93 гг. занимал должность начальника научного отдела Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. 1993-2000 – доцент Новосибирского государственного технического университета.
С 2007 г -- профессор кафедры музыкального театра НГК им. М.И. Глинки.
Ставил танцы в спектаклях оперной студии НГК: опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта» (2004), К.Молчанова «Зори здесь тихие», оперетте «Марица» (2005), В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», А. Аренского «Рафаэль» (2006), В.А. Пашкевича "Скупой" (2008), М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка» (2008),
В 1994 году исследования древнейших памятников человечества Ромма В.В.дали толчок появлению нового научного направления, получившего название "Палеохореография". Новому направлению были посвящены международные научные конференции «Танцы предков» (1994г), «Палеохореография» (1995, 1997). В 1999 г. Ромм В.В. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата культурологических наук, в 2006 - доктора культурологии.




Голикова Татьяна Николаевна

ГОЛИКОВА Татьяна Николаевна (р. 14.10.1945, Выборг - 17.2.1912 г., Москва), артистка. Народная артистка РСФСР (1984). Балетмейстер-репетитор Большого театра.
"Не все способны удержать внимание зрителя, но Голикова, выйдя на сцену, сразу же завладевает залом, становится центром спектакля и делает это совершенно непроизвольно. Она любит танцевать, необычайно любит танцевать. Когда видишь ее, чувствуешь, что танец доставляет ей истинное наслаждение. Не оттого ли публика не может оторвать от нее глаз?"
Марина Семенова
Родилась 14 октября 1945 г. в Выборге.
В 1965 г. окончила Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), где ее педагогом была Суламифь Мессерер, и была принята в балетную труппу Большого театра. Совершенствовала свое мастерство под руководством Марины Семеновой. Обычно скупая на похвалу, она восторженно отзывалась о своей ученице. И это был случай крайне редкий.
"Не все способны удержать внимание зрителей, но Голикова, выйдя на сцену, сразу же завладевает залом, становится центром спектакля и делает это совершенно непроизвольно, - писала Марина Семенова о Татьяне Голиковой. - Она любит танцевать, необычайно любит танцевать. Когда видишь ее, чувствуешь, что танец доставляет ей истинное наслаждение. Не оттого ли публика не может оторвать от нее глаз?".
Первая исполнительница партий: Геро («Любовью за любовь», 1976, балетмейстер В. Боккадоро), Люська («Золотой век», 1982, балетмейстер Ю. Н. Григорович). Дрeubt партии: Мехменэ Бану; Сильфида («Шопениана»), Эгина; Повелительница дриад («Дон Кихот»), Царь-девица («Конёк-Горбунок»), Одетта-Одиллия; Кити («Анна Каренина»), фея Сирени; Китри; Артемида («Ифигения в Авлиде»), Рыбачка («Наяда и рыбак»), Генриетта («Раймонда»). Танец Голиковой отличался широтой и плавностью движений, красотой, скульптурностью поз.
Карьеру танцовщицы закончила в 1988 г. С 1995-го г. является педагогом-репетитором Большого театра. Под ее руководством репетируют Мария Аллаш, Мария Александрова, Екатерина Шипулина, Анна Ребецкая, Ксения Керн, Мария Виноградова, Марианна Рыжкина, Ольга Марченкова. Артисткой балета с 1996 года работает в ГАБТе и дочь Татьяны Голиковой - Софья Любимова.
Награды
1974 г. - премия Московского комсомола.
1976 г. - звание "Заслуженная артистка РСФСР" (Российской Федерации).
1984 г. - "Народная артистка РСФСР".
2001 г. - медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Прима-балерина и педагог Большого театра Татьяна Голикова скончалась 17.2.1912 г. в Москве на 67-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни. У нее был рак легких.
"Мы все время плачем, - призналась одна из учениц Голиковой, ведущая солистка балета ГАБТа Екатерина Шипулина. - Татьяна Николаевна была красивой, умной женщиной, великолепной танцовщицей и замечательным педагогом. Очень строгим и очень добрым одновременно. Мы ее уважали, боялись и любили. Мы ее не просто любили, мы ее боготворили.
Вадим Гаевский: "Мы восхищались ее сценической красотой, мы ценили ее зрелое, зрелищное и очень тонкое мастерство, нас увлекало ее полное неожиданностей искусство, - говорится в сообщении. - Она была одной из самых интеллигентных балерин Большого театра. Ее артистический расцвет совпал с годами перемен - и в театре, и за его пределами. Она занималась в классе Семеновой и репетировала с Григоровичем, трактовала классику так, как это было принято в семеновские времена, готовила новые роли так, как этого требовало новое время. И везде была своей - академической танцовщицей, когда танцевала Льва Иванова и Мариуса Петипа, танцовщицей-модернисткой, когда танцевала балетмейстеров новой волны. Сегодня мы понимаем, что Голикова принадлежит к тем балеринам, которым довелось связывать разные художественные эпохи, балеринский и режиссерский балет. Голикова нашла свой путь и прошла его, не уронив профессионального достоинства балерины.
Сказались, по-видимому, личные качества души: умение дорожить всем, что предлагает судьба, желание проживать каждый сценический миг и радостно, и напряженно. И, конечно, все решил талант, талант умной танцовщицы и смелой актрисы".




Лермонтов Михаил Юрьевич

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3 (15).10.1814, Москва, - 15 (27).7.1841, Пятигорск; похоронен в имении Тарханы Пензенской губ., ныне г. Лермонтов], русский поэт.
На сюжеты его произведения созданы балеты: «Ашик-Кериб» Асафьева (1940, Ленинградский Малый театр, балетмейстер Б. А. Фенстер), «Бэла» Дешевова (по «Герою нашего времени»; 1941, спектакль Ленинградского хореографического училища, на сцене Театра им. Кирова, балетмейстер тот же), «Бэла» Мошкова (1955, Пермский театр, балетмейстер Т. Е. Рамонова), «Маскарад» Лапутина (1956, Новосибирский театр, балетмейстер О. М. Дадишкилиани), «Демон» Цинцадзе (1961, Театр им. Палиашвили, Тбилиси, балетмейстер В. М. Чабукиани), «Мцыри» А. Баланчивадзе (1964, там же, балетмейстер Р. Цулукидзе).
В 1977 г. М. Л. Лавровский поставил фильм-балет «Мцыри», исполнив в нём главную роль.
Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли с Н. Мартыновы 15.7.1841 г. в Пятигорске.
Он погиб, не дожив до 27 лет, едва успев издать при жизни сборник своих стихотворений и роман «Герой нашего времени». Однако драму «Маскарад», величайшее произведение для театра, так и не удалось поставить при жизни поэта несмотря на усилия любимого им актера П. Мочалова.




Семизорова Нина Львовна

Семизорова Нина Львовна (15 октября 1956, Кривой Рог) — российская балерина. Народная артистка РСФСР (1985), заслуженная артистка УССР (1977).
Окончила Киевское хореографическое училище (педагог Г. Н. Кириллова).
В 1975—1978 гг. выступала на сцене Киевского театра оперы и балета им. Т.Шевченко.
С 1978 в Государственном академическом Большом театре в Москве.
Первая исполнительница партий: Фея («Деревянный принц», 1981, балетмейстер А. Б. Петров), Роза («Маленький принц», 1983, балетмейстер Г. А. Майоров), Дульцинея и Альдонса («Рыцарь печального образа», 1985, балетмейстер Петров). Другие партии: Одетта — Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Аврора, Хозяйка Медной горы; леди Макбет («Макбет»), Китри («Дон-Кихот» А. Минкуса), Фригия и Эгина («Спартак»), Раймонда; Люська («Золотой век»), Мехменэ Бану, Жар-птица, Жизель; Вакханка («Вальпургиева ночь»), Никия, Медора.
В 1977 удостоена первой премии и золотой медали на третьем Международном конкурсе артистов балета в Москве




Форнароли Чиа

ФОРНАРОЛИ (Fornaroli) Чиа (16.10.1888, Милан, - 16.8.1954, Нью-Йорк), итальянская балетная танцовщица, балетмейстер и педагог.
Училась в школе "Ла Скала" (среди учителей - Э. Чеккетти).
В 1910-14 г.г. прима-балерина "Метрополитен-опера". Гастролировала во многих странах, выступала с труппой А. П. Павловой, снималась в кино.
В 1921-23 и 1924-33 г.г. ведущая солистка "Ла Скала", танцевала главные партии в балетах: "Принц Малит" Пик-Манджагалли, "Брама" Даль Арджине (балетмейстер И. Монплезир), "Эксцельсиор" Маренко (балетмейстер Л. Манцотти), "Пьетро Микка" Кити, в дивертисментах в операх "Легенда о Сакунтале" Альфано, "Луиза" Шарпантье и "Орфей" Глюка.
В 1932-34 г.г. поставила для Международного музыкального фестиваля в Венеции балеты: "Птицы" Респиги, "История Пьеро" Косты, "Колыбельная" Пик-Манджагалли. Среди др. пост.: "Монастырь над водой" Казеллы, "Пантея" Малипьеро, "Неаполь" Альфано, "Летний концерт" Пиццетти, балеты на музыку А. Вивальди, К. Монтеверди и др.
С 1928 г. , после смерти Чеккетти, директор и художественный руководитель школы.
Среди учеников: Н. Поли, А. Радиче, Т. Леньяни, Р. Коломбо, Э. Сала, В. Нарди, Б. Дель Фрате.
В 1933 уехала в США, где вела курс усовершенствования при труппе "Балле тиэтр" и руководила школой классического танца (по методу Чеккетти) в Нью-Йорке (1943-50).




Капцова Нина Александровна

КАПЦОВА Нина Александровна (р. 16.10.1978, Ростов-на-Дону, СССР) - Заслуженная артистка России, ведущая солистка балета Большого театра.
С пяти лет занималась балетом, сначала в кружке, а затем с 1988 года в Московской государственной академии хореографии. Первым ее педагогом стала Людмила Алексеевна Коленченко, затем Лариса Валентиновна Доброжан, а на последних двух курсах Софья Николаевна Головкина, народная артистка СССР, профессор, ректор академии.
В 1991-92 гг. стала самым молодым стипендиатом международной благотворительной программы "Новые имена", получив ее вместе с Николаем Цискаридзе и Дмитрием Белоголовцевым.
В 1994-95гг. - стала самым молодым лауреатом этой программы.
В 1996 году являлась стипендиатом Олимпийского комитета России.
Впервые в истории академии на 1-м курсе танцевала па-де-де из балета «Тщетная предосторожность» А. Горского с выпускником Денисом Медведевым, на 2-м курсе — па-де-де из балета «Щелкунчик» В. Вайнонена с выпускником Сергеем Васюченко и на 3-м, выпускном курсе, - па-де-де из балета «Коппелия» А. Горского вместе с однокурсником Андреем Болотиным.
После окончания академии с красным дипломом в 1996 году была принята в труппу Большого театра, где ее педагогом-репетитором стала профессор, народная артистка СССР Марина Викторовна Кондратьева.
В ноябре 1997 г. впервые станцевала вариацию в гран па в балете "Раймонда".
В 1999 году впервые станцевала Машу в балете "Щелкунчик", посвященном 90-летию Симона Вирсаладзе. За эту роль Капцова выдвигалась на соискание приза "Бенуа де ля данс".
В этом же году балерина дебютировала в главной партии в балете "Анюта".
В конце сезона 1998-1999 по итогам конкурса в балетной труппе Капцова официально стала солисткой.
С сезона 2009-2010 года ее педагогом-репетитором является профессор, народная артистка России Нина Львовна Семизорова.
В 2000 году стала дипломантом приза «Бенуа де ля данс» за роль Мари в балете Ю.Н. Григоровича «Щелкунчик». В 2001 году награждена знаком отличия Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».
В 2010 году присвоено звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».
...По телевизору передавали балет "Лебединое озеро", и, несмотря на поздний час, семья Капцовых, собравшись у телевизора, внимала волшебной музыке Чайковского. Вдруг на пороге комнаты появилась пятилетняя Нина, которой к тому времени уже давно было пора видеть десятый сон. Как завороженная, девочка наблюдала за балетными па, а потом очень серьезно произнесла: "Я буду балериной. Я обязательно буду балериной"... Не каждая детская мечта становится реальностью. Мечта Нины, наверное, стала исключением из общих правил. Солистка Большого театра Нина Капцова сегодня танцует "Аврору" в "Спящей красавице", Машу в "Щелкунчике", Анюту в одоименном балете, Лизу в "Тщетной предосторожности" и т.д.




Григорьев Сергей Леонидович

ГРИГОРЬЕВ Сергей Леонидович [5(17).10.1883, Тихвин, - 28.6.1968, Лондон], русский артист, режиссёр.
В 1900 году Сергей Григорьев окончил Петербургское театральное училище. В этом же году (по его воспоминаниям) он увидел Дягилева в Мариинском театре.
По окончании Петербургского театрального училища, в 1900-12 гг. работал в Мариинском театре. Вначале в кордебалете. Потом танцовщиком 2-го класса.
Одновременно учился на драматическом отделении Петербургского театрального училища (у В. Н. Давыдова и A. A. Санина), гастролировал по России и за границей.
С 1909 г. ассистировал М. М. Фокину. Тогда же началось сотрудничество Сергея Григорьева с Сергеем Дягилевым.
В 1909-29 гг. - режиссёр, исполнитель мимических ролей и администратор в труппе Русский балет Дягилева.
Основные роли: Шахриар ("Шехеразада", 1910, балетмейстер М. М. Фокин), Русский купец ("Волшебная лавка" Россини - Респиги, 1919, балетмейстер Л. Ф. Мясин).
В труппе Дягилева он был все 20 лет – с первого дня создания коллектива и до самой смерти Сергея Дягилева 19 августа 1929 года. И был единственным, кто проработал с Сергеем Дягилевым все 20 лет Русского балета. Менялись хореографы, но он оставался.
В труппе он был режиссёром, репетитором. Отвечал за состояние труппы и весь текущий репертуар. Помогал хореографам готовить спектакли, возобновлял полузабытые. Вместе с Дягилевым принимал участие в отборе молодых участников для труппы, вводил в партии новых актёров, которых нужно было обучить и преподать традиции, принятые в этом театре.
Среди молодых актёров, с которыми занимался Сергей Григорьев достаточно вспомнить такие великие имена, как Леонид Мясин (1896-1979), Серж Лифарь (1904-1986) и Джордж Баланчин (1904-1983).
После смерти Дягилева работал в труппах "Балле рюс де Монте-Карло", "Орижиналь балле рюс", "Балле рюс дю колонель де Базиль" и др.
Вместе с женой Л. П. Чернышовой восстанавливал балеты Фокина для театров "Сэдлерс-Уэллс", "Ла Скала": "Жар-птица" (1954), "Сильфиды" (1955), "Петрушка" (1957).
Работал в Русском балете полковника де Базиля (Василия Воскресенского).
Автор мемуарной книги о балете Дягилева – "Балет Дягилева. 1909-1929" ("The Diaghilev Ballet. 1909-1929", 1953, Лондон).
Серж Лифарь о Сергее Григорьеве:
Нельзя забыть Григорьева, постоянного режиссера Русского балета с самого первого и до самого последнего дня его существования.
Михаил Фокин о Сергее Григорьеве:
Мой неизменный режиссер, ведущий административную часть на всех моих благотворительных спектаклях.
В 1993 году, в России спустя 40 лет после лондонского издания была издана книга Сергея Григорьева Балет Сергея Дягилева. 1909-1929 (1953, Лондон).




Дорис Хамфри

ХАМФРИ (Humphrey) Дорис (17.10.1895, Ок-Парк, шт. Иллинойс, - 29.12.1958, Нью-Йорк), американская балетная танцовщица, хореограф, педагог и теоретик танца.
Училась в школе Ф. У. Паркер (Чикаго), затем у Р. Сен-Дени и Т. Шоуна, с 1917 г. работала в труппе "Денишоун", с которой в 1925-26 г.г. гастролировала по странам Азии.
На художественное мировоззрение Хамфри оказали влияние знакомство с искусством Востока, а также изучение многонационального фольклора США.
В 1928 г. совместно с Ч. Вейдманом организовала школу и труппу в Нью-Йорке, где ставила спектакли (до 1945 г., когда прекратила исполнительскую деятельность).
С 1934 г. одновременно преподавала в Беннингтонской танцевальной школе, в 1955 г. основала в Джульярдской школе театр танца.
С 1945 г. с Х. Лимоном возглавляла его труппу.
Среди постановок: "Трагическая соната" (без музыкального сопровождения, 1923), "Этюд, посвященный воде" (без музыкального сопровождения, 1928), "Трясуны" (на фольклорную музыку, 1930), трилогия на музыку У. Риггера: "Новый танец", "Театральный эпизод", "С моими красными огнями" (1935-36, две первые части совместно с Вейдманом); "Расследование" на музыку Ллойда (1944), "Плач по Игнасио Санчесу Мехиас" на музыку Ллойда (1945, по Ф. Гарсии Лорке), "День на земле" на музыку Копленда (1947), "Развалины и видения" на музыку Бриттена (1953), "Погружение в сон" на музыку Петрасси (1957).
Хамфри - одна из основоположников и ведущих деятелей американского танца модерн. Создала теорию, согласно которой все телодвижения представляют собой различные фазы и вариации двух основных моментов - падения и вставания. Они имеют размах колебаний в границах между неподвижностью равновесия (вертикальное положение) и крайней степенью его нарушения, когда тело полностью находится во власти земного притяжения (горизонтальное положение). Исходя из этого, Хамфри разработала совместно с Вейдманом методику анализа композиционной, ритмической и пластико-динамической структуры танца. Изложила свою теорию в ряде книг.
Как ведущий педагог Хамфри стремилась развивать артистическую индивидуальность так, чтобы каждый танцовщик пришёл к собственной форме танца.
Ученики Хамфри - хореографы Х. Лимон, С. Ширер, П. Конер, А. Эйли и др.




Иванова Лидия Александровна

Если верить печатным источникам, Лидия Александровна Иванова родилась 4(17) октября 1903 г., то есть на момент гибели ей шел двадцать первый год; между тем, в анкете артистки, обнаруженной в ее личном деле, в графу "год рождения" ее рукой вписан 1904-й — в таком случае она не дожила и до двадцати.
Основные вехи этой короткой жизни укладываются в несколько дат: в 1914 г. поступила на хореографическое отделение Императорского театрального училища в класс Ольги Преображенской, в 1921 г. была принята в ГАТОБ на положение солистки, в 1924 г. погибла.

"Лида танцевала Фею Крошек и Белую Кошечку в "Спящей красавице", потом классическое трио в "Лебедином озере". Она была замечательная Фея Крошек! Я с ней танцевал в "Волшебной флейте" Льва Иванова на музыку Дриго. Лида любила петь, я аккомпанировал ей иногда в романсах Глинки. С ней дружили знаменитые актёры - Качалов из Художественного, Михаил Чехов. И конечно, были поклонники из высокого начальства. Это и привело к катастрофе. Когда мы - Жевержеева, Шура Данилова, Ефимов и я - собрались уезжать за границу, Лида Иванова должна была поехать с нами. Незадолго до отъезда один из поклонников Лиды уговорил её поехать кататься по Финскому заливу на моторной лодке. Он был большой человек в ЧК. И он всегда с нами возился, угощал, много времени с нами проводил. Помню, целовал Лиду в плечи. У него был с ней роман - не любовь, а так, балетоманская интрижка. Ведь это так легко. Их было в лодке пятеро. На лодку наехал большой пароход. Лодка раскололась, Лида утонула. Я думаю, всё это было подстроено. Они не должны были столкнуться: у парохода было время свернуть. Потом, Лида замечательно плавала. Дело быстро замяли, не было никакого расследования. Я слышал, Лида знала какой-то большой секрет, её не хотели выпускать на Запад. Думали - как от неё избавиться? И, видно, решили подстроить несчастный случай", - рассказывал Джордж Баланчин в книге Соломона Волкова.
Тамара Жевержеева вспоминала (Tamara Geva. Splif Seconds, NY, 1972), что вечером 16 июня, в день катастрофы, Баланчин, Ефимов, Данилова, она сама и Лидочка должны были выступать в Измайловском парке в Ленинграде. Когда Иванова не появилась, они встревожились и отправились её искать. По дороге их остановил незнакомец, который и рассказал о случившемся несчастье. Он настоятельно советовал им никого ни о чем не расспрашивать и вообще держаться подальше от этого дела. Незнакомец был явно связан с ГПУ. Коллеги Л. Ивановой тем не менее не испугались, а отправились в Гавань и нашли капитана судна, перевернувшего лодку. Капитан был в крайне возбуждённом состоянии, и на поток вопросов отвечал уклончиво, настороженно, потом, уступив их настояниям, разговорился, сказав при этом, что несчастье случилось не по его вине и что моторная лодка намеренно шла прямо на судно, несмотря на неоднократные предупреждения, и что как только она перевернулась, с борта кто-то сбросил верёвки троим мужчинам. Что же касается Ивановой, то "она упала в воду, и её сразу же засосало под лодку, под моторы".
Как вспоминал бывший директор ленинградского Театрального музея Михаил Шварц, Лидина популярность стала в известном смысле источником стрясшейся с ней беды. После спектаклей её постоянно приглашали на вечеринки и приёмы, которые нередко устраивались с санкции и при участии сотрудников ГПУ. Среди них было много её поклонников, и ей, двадцатилетней балерине, это явно льстило. Я не раз предупреждал её: «Лида, не играй с огнём. Ты не знаешь как они вероломны и чем эти ужины чреваты». Она со смехом отмахивалась от моих предостережений… Думается, Лидочка по наивности угодила в ловушку: возможно, она что-то случайно услышала или узнала, что составляло гепеушную тайну, и при определённых обстоятельствах она могла оказаться опасной для её благодетелей в кожанках. И от неё лучше было избавиться".
В принципе, такая версия очень логична, и пожалуй, можно бы было с ней согласиться… Но только сам метод возможного устранения Ивановой вызывает большие сомнения. Они же могли запросто погибнуть все вместе. Итог столкновения лодки с судном никто не в состоянии был рассчитать заранее. И хотя это единственный аргумент не в пользу этой версии, но он очень весомый, а потому пожалуй, способен перевесить все противоположные.
Видео




Розенберг Валентина Максимовна

РОЗЕНБЕРГ Валентина Максимовна [4(17).10.1915, Петроград - 27.4.1977, Ленинград], артистка.
Ленинградского хореогафического училища (педагоги Е.Н.Гейденрейх, М.Ф.Романова, В.А.Семёнов) в 1931-59 гг. в Ленинградском Малом театре.
Классическая балерина лирико-комедийного амплуа.
Первая исполнительница партий: Коломбина («Арлекинада», 1933, балетмейстер Ф. В. Лопухов), Ольга («Юность», 1949, балетмейстер Б. А. Фенстер), Эне («Весёлый обманщик», 1951, балетмейстер тот же, совм. с К. Джапаровым), Орина («Ивушка», 1957, балетмейстер Н. А. Анисимова), Китайская красавица («Семь красавиц», 1953, балетмейстер П. П. Гусев, первое исполнение в Ленинграде).
Другие партии: Служанка («Барышня-крестьянка»), Эмеральдина («Мнимый жених»), Классическая танцовщица («Светлый ручей»), Сванильда; Поповна, Чертовка («Сказка о попе и о работнике его Балде»), Фадетта, Лиза; Лиса («Доктор Айболит»), Магуль-Мегери («Ашик-Кериб»), Черкешенка («Кавказский пленник»), Магдалена («Итальянское каприччио»), Гюльнара («Корсар»).
Исполняла танцы в операх.
Государственная премия СССР (1948).




Плещеев Александр Алексеевич

ПЛЕЩЕЕВ Александр Алексеевич [7(19).10.1858, Петербург, - 5.12.1944, Париж], русский писатель и театральный критик, историк балета.
Сын писателя А. Н. Плещеева.
Печатался с 1876 г.
Сотрудничал в петербургских и московских периодических изданиях.
Плещееву принадлежит публикация первого очерка по истории петербургского балета 18-19 вв.
С 1919 г. жил за границей.




Марджори Толчиф

ТОЛЧИФ (Tallchief) Марджори (р. 19.10.1927, Денвер), американская артистка.
По происхождению индианка.
Сестра Марии Толчиф Училась у Б. Ф. Нижинской и Д. Лишина.
В 1944-47 гг. работала в труппе "Балле тиэтр", где исполняла сольные партии: Мирта ("Жизель"), Медуза ("Подводное течение" Шумена, балетмейстер А. Тюдор).
В 1947-56 гг. солистка труппы "Гран балле де Монте-Карло" (с 1950 г. - "Гран балле дю марки де Куэвас").
Первая исполнительница главных партий в балетах Ж. Скибина: "Аннабель Ли" Шифмана (1951), "Кавказский пленник" на музыку из балета Хачатуряна "Гаянэ" (1951), "Идиллия" Серета (1954), "Серый ангел" на музыку Дебюсси (1953), "Ромео и Джульетта" на музыку Берлиоза (1955).
В 1956-61 гг. прима-балерина (этуаль) парижской Оперы, где также была первой исполнительницей в балетах Скибина: "Кончерто" на музыку Жоливе (1958), "Жестокая сказка" Дельрю (1959) и др.
В числе партий Толчиф: Жизель; главные партии в постановках С. Лифаря - "Жар-птица"; "Фантастическая свадьба" Деланнуа.
Выступала в труппах "Рут Пейдж Чикаго балле" (1956 и 1958), "Харкнесс балле" (1964-66), с 1969 г. в труппе "Даллас сивик балле".
Искусство Толчиф сочетало виртуозную технику и драматическое дарование.
С конца 70-х гг. преподавала в балетных школах.
На фото: с Владимиром Скуратовым ("Болеро"): с Ж. Скибиным в балете "Идиллия" Ф. Серета.




Дубинин Алексей Владимирович

ДУБИНИН Алексей Владимирович (р. 19.10.1965, Александров Владимирской обл.), артист.
По окончании МХУ (педагог И. В. Уксусников) в 1984-91 гг. в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Лирико-романтический танцовщик. Мужественная и сдержанная манера, свободное владение техникой характерны для танца Дубинина.
Партии: Солист («Вечерние танцы»), Эспада и Базиль («Дон Кихот»), Зигфрид; Юноша («Шопениана»), Джеймс («Сильфида»).
Первый исполнитель партий: Альмавива («Браво, Фигаро!», 1985, балетмейтер Д. А. Брянцев), Ромео (1990, балетмейтер В. В. Васильев).
В 1991-92 работал по контракту в театре «Сан-Карлуш» (Лиссабон); партии: Франц, Солор, Зигфрид; Аполлон («Аполлон Мусагет»), Солист («Кончерто» на музыку Д. Д. Шостаковича, балетмейтер К. Макмиллан).
С 1992 по контракту в Боннском театре оперы и балета (Германия). Среди партий: Вершинин («Три сестры» на музыку С. В. Рахманинова), Солист («Смерть от любви» на музыку Ф Листа), Солист («Японские песни» на музыку Ф. Глории) - все балетмейтер В. М. Панов.
Муж актрисы Чулпан Хаматовой.
После ухода от Волкова Чулпан втайне от всех (даже от близких коллег!) родила вторую дочку. Полгода о ней никто ничего не знал. Мы случайно сфотографировали ее с двумя детьми и новым избранником. Но кто он? Из-за покрова тайны в прессе разошлись о нем просто душераздирающие легенды. Режиссер Худойназаров, снявший приму «Современника» в «Лунном папе», сообщил нам: «Мы зовем гражданского мужа Чулпан - Дуби. В свое время он считался звездой балета, сейчас выступает редко. Больше ничего не скажу!» <...> Чулпан постоянно летает в Германию с Лешей Дубининым. Приятели, обыграв фамилию, зовут его Дуби. Алексей Владимирович Дубинин - артист балета, эмигрант. Его имя вписано в энциклопедии, хорошо известно в театральном мире.
Алексей Дубинин (сейчас ему 41 год) - выпускник Московского художественного училища. Мы дозвонились его преподавателю Игорю Уксусникову.
- А, как же, хорошо помню Лешу Дубинина. Талантливый парень, мой лучший ученик! - сообщил нам Игорь Валентинович. - Приехал в Москву из Волгоградской области, он восточных кровей, отсюда - яркая эмоциональность, зажигательный темперамент на сцене. Своими танцами вызывал восторг у зрителей! А в жизни Леша - человек закрытый. Знаете, так сдвинет брови и смотрит исподлобья. Молчун, мало общался. Девушки на него вешались, чувствовали - настоящий мужик! После училища он до 1991 года превосходно танцевал в музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Алексея ценили в балетном мире, но то ли неуживчивый нрав, то ли желание полностью реализоваться привело его к мысли покинуть страну. Работал с 1991-го по 1992 годы по контракту в театре «Сан-Карлуш» (Лиссабон). А с 1992 года живет и работает в Германии. Выступает в Боннском театре оперы и балета, в престижном берлинском «Дойче опера», приезжает с гастролями в Австрию.
В Интернете мы нашли восхищенные отзывы о танцоре Дубинине иностранных критиков, отмечающих, что у него «фантастическое чувство ритма, высочайшая культура жеста».
Сегодня Алексей редко выступает на сцене, собирается завершить танцевальную карьеру по возрасту. Поговаривают, он занялся автомобильным бизнесом, и режиссер «Моей прекрасной няни» именно у него приобрел авто. Человек он обеспеченный и солидный, он старше Чулпан на десять лет.
Комсомольская правда.





Лопухов Федор Васильевич

ЛОПУХОВ, Федор Васильевич (1886–1973), российский артист балета, балетмейстер, педагог, народный артист России (1956).
Родился в Петербурге 8 (20).10.1886.
В 1905 окончил Петербургское театральное училище (педагог Н. Г. Легат). Исполнил в выпускном спектакле партию Ациса ("Ацис и Галатея" Кадлеца).
Работал в качестве артиста в Мариинском театре в 1905–1909 и 1911–1922 (в 1909–1910 в Большом театре).
Первые балетмейстерские опыты относятся к 1918. Первые постановки - "Сон" Щербачёва и "Мексиканский кабачок" Гончарова (обе - 1918, театр музыкальной драмы). На протяжении 1920-х годов поставил ряд новаторских спектаклей в петроградском (ленинградском) Театре оперы и балета (ГОТОБ). Создал первый программный балет-симфонию ("Величие мироздания" на музыку Четвертой симфонии Бетховена, 1923) и один из лучших балетов, посвященных революции ("Красный вихрь", музыка В.Д.Дешевова, 1924). Со свойственным ему чувством современности Лопухов обратился к музыке И.Ф.Стравинского и новым жанрам танцевального спектакля в балете по мотивам комедии дель арте "Пульчинелла" (1926) и «веселом представлении с пением и музыкой» "Байка про лису, петуха, кота да барана" (1927). Дополнил классический танец элементами акробатики ("Ледяная дева" на музыку Э.Грига, 1927).
Лопухов одним из первых советских балетмейстеров начал восстанавливать и реставрировать балеты классического наследия ("Спящая красавица", "Раймонда", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Конек-Горбунок" и др.), сохраняя для будущих поколений шедевры мастеров хореографии.
В 1922-30, 1944-45 и в 1951-56 гг. - художественный руководитель труппы театра им. Кирова.
В 1930-х годах Лопухов организовал и возглавил балет ленинградского Малого оперного театра. Однако поставленный здесь в 1935, а вскоре и в Большом театре балет "Светлый ручей" оказался для Лопухова роковым. Статья "Балетная фальшь", напечатанная в «Правде» и направленная главным образом против автора музыки, Д.Д.Шостаковича, послужила причиной вынужденного ухода Лопухова из Малого театра.
В своих постановках Лопухов использовал канонические композиции и формы классического танца для выражения сюжета, действия, характера, прибегая в то же время к обновлённой танцевальной лексике. Классический танец, который хореограф считал основным средством выразительности, обогащался главным образом за счет элементов акробатики.
Лопухов создал бессюжетный программный балет-симфонию (танц-симфонию) "Величие мироздания" на музыку 4-й симфонии Бетховена (1923).
Откликаясь на требования времени, Лопухов зачастую создавал сюжетные балеты как синтетические спектакли, вводил пение, слово, эксцентрику, буффонаду, элементы цирка, театра кукол и др. Однако и здесь классический танец оставался ведущим.
В 1927 г. поставил хореографическую драму "Крепостная балерина" Корчмарева.
Лопухов обращался к различной тематике, в т. ч. советской, отыскивая пластическое выражение образов современников ("Красный вихрь" - "Большевики" Дешевова, 1924; 1-й акт и общая редакция балета "Красный мак", 1929, "Болт" Шостаковича, 1931, - все в театре им. Кирова; "Светлый ручей" Шостаковича, 1935 - Ленинградский Малый театр и Большой театр).
Существенную роль в развитии советского балета сыграли постановки Лопухова: "Величие мироздания"; "Пульчинелла" (1926), "Ледяная дева" (1927); "Весенняя сказка" на музыку Чайковского - Асафьева (1947) - все в театре им. Кирова.
Среди других постановок Лопухова: в театре им. Кирова - "Жар-птица" (1921); "Ночь на Лысой горе" на музыку Мусоргского (1924), "Байка про Лису..." (1927); "Тарас Бульба" Соловьева-Седого (1940, совместно с И. К. Ковтуновым); в Ленинградском Малом театре - "Арлекинада" (1933, новая ред.), "Коппелия" (1934), "Тщетная предосторожность" (1944); "Баллада о любви" на музыку Чайковского (1959); в Московском художественном театре балета под руководством В. В. Кригер - "Ночь перед Рождеством" Асафьева (1938, совместно с В. П. Бурмейстером); в Минском театре - "Соловей" Крошнера (1939, совместно с А. Н. Ермолаевым); в театре им. Навои - "Акбиляк" Василенко (1943, совместно с М. Тургунбаевой и У. Камиловым); в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко - "Картинки с выставки" на музыку Мусоргского (1963) и др.
В 1936-41 гг. художественный руководитель Ленинградского хореографического училища.
В 1947 Лопухов поставил в Ленинграде "Весеннюю сказку" (на музыку П.И.Чайковского в обработке Б.В.Асафьева), затем ряд балетов на протяжении 1950–1960-х годов, вернувшись в 1951–1956 к руководству балетом ГОТОБ им. С.М.Кирова. В числе лучших его работ 1950–1960-х годов – "Картинки с выставки" на музыку М.П.Мусоргского в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко (1963).
Огромное значение имела также педагогическая деятельность Лопухова. Он - организатор и руководитель балетмейстерского отделения при Ленинградское хореографическое училище (1937-41), с 1962 г. - балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории (с 1965 г. профессор). Среди его учеников - В. А. Варковицкий, Б. А. Фенстер, К. Ф. Боярский, Г. Д. Алексидзе, А. Асатурян, H. H. Боярчиков, Г. Р. Замуэль и др.
Умер Лопухов в Ленинграде 28 января 1973.



Гридин Анатолий Васильевич

ГРИДИН Анатолий Васильевич (р. 20.10.1929, Новосибирск), советский артист, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1981).
Учился в хореографической студии при Новосибирском театре (1944-47, педагог Д. К. Кирсанов).
В 1945-50 гг. работал в Новосибирском театре.
В 1952 г. окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б. В. Шавров, A. A. Писарев, М. М. Михайлов), в 1969 г. - Ленинградский институт культуры им. Н. К. Крупской (педагоги Е. В. Честнокова и Л. В. Шостак).
С 1952 г. в труппе театра им. Кирова.
Первый исполнитель партий в постановках балетмейстеров: Ю. Н. Григоровича - Северьян ("Каменный цветок"), Визирь ("Легенда о любви"); Л. В. Якобсона - Ванька ("Двенадцать" Тишенко), хореографические миниатюры "Тройка" на музыку Стравинского и "Сильнее смерти" на музыку Шварца); K. M. Сергеева - Мако ("Тропою грома"); О. М. Виноградова - Али ("Горянка" Кажлаева), Император ("Зачарованный принц" Бриттена) и др. Среди др. партий: Баск ("Пламя Парижа"), Вакх ("Вальпургиева ночь"), Дроссельмейер, Тибальд; Присыпкин ("Клоп" на музыку Шостаковича), Гирей; Гренгуар ("Эсмеральда"), Командор и Менго ("Лауренсия"), Красс и Африканец ("Спартак"), Пьеро ("Карнавал"), Ротбарт, фея Карабос.
Гридин - мастер пластической пантомимы, характерный танцовщик, сочетающий в своём искусстве академизм классического танца с темпераментом, актёрской выразительностью.
В числе его партнерш по сцене были Ирина Генслер и Алла Осипенко.
В 1969 году окончил факультет театральной режиссуры Ленинградского института культуры.
В 1970-72 гг. репетитор ансамбля "Хореографические миниатюры", в 1975-77 гг. балетмейстер-репетитор "театра Бельки" в Варшаве.
С 1965 г. педагог Ленинградского хореографического училища.
Завершив в 1982 году артистическую карьеру, Анатолий Васильевич преподавал актерское мастерство, был балетмейстером-репетитором в театрах России, Германии и Польши.




Плисецкий Александр Михайлович

ПЛИСЕЦКИЙ Александр Михайлович (20 октября 1931 - 29 октября 1985) - советский балетмейстер.
Родился в семье дипломата Михаила Эммануиловича Плисецкого и Ра Мессерер, родом из Вильно, звездой кино, которая снималась в первых немых фильмах. Ещё в годы обучения во ВГИКе она вышла замуж за Михаила Плисецкого, и семью стали называть Плисецкие - Мессерер. В браке родилось трое детей: Майя (1925), Александр (1931) и Азарий (1937). Михаил Плисецкий был генеральным консулом СССР на острове Шпицберген, где руководил угольной концессией (трест «Арктикуголь»). Был арестован в 1937 году.
Александр рос в артистической среде семьи Плисецких - Мессереров, в ранних лет впитав дух театра, слушая рассказы матери о актёрских работах Азария, занимаясь музыкой и бывая на балетных спектаклях Асафа, у которого он жил, пока его мать с младшим братом находились на поселении. В 1941 году Александр поступил в Московское хореографическое училище, которое окончил в 1949 году, по классу Николая Ивановича Тарасова. С 1949 по 1971 годы - солист балета Большого театра, где был лучшим исполнителем партии Вацлава в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», Р. В. Захарова. С 1965 по 1968 годы преподавал в Московском хореографическом училище классический и дуэтный танец.
В 1968 году женился на балерине Марианне Седовой в браке родилась дочь Анна.
С 1968 по 1985 годы - Балетмейстер-постановщик и артистический директор балета во многих городах СССР и странах мира (в частности, с 1972 года работал по приглашению в качестве балетмейстера-постановщика в Киеве, Одессе, Харькове, Уфе, Казани, Свердловске, а в 1973 году - в Финской национальной опере).
В 1974 году А. М. Плисецкий основал балет при Университете Сан-Маркос в Лиме. В 1976 по 1978 годы - педагог-репетитор балетной труппы Театр Колон в Буэнос-Айрес, где поставил балеты «Carmen», «Grand pas classique», «Вальпургиева ночь», танцы в операх «Турандот» и «Две вдовы»). В 1979-1980 годах педагог и балетмейстер в Финской национальной опере (англ.), где возобновил постановку балета Кармен-сюита. С 1981 по 1985 годы балетмейстер-постановщик в Тбилисском театре оперы и балета им. Палиашвили, где совместно с балетмейстером Михаилом Лавровским и Георгием Алексидзе поставил балеты «Порги и Бесс» Гершвина, «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Работа была оценена Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета.
В ноябре 1984 года А. М. Плисецкий добился разрешения на постановку балета Жоржа Баланчина «Серенада для струнного оркестра» на музыку П. И. Чайковского. Балет прошёл с большим успехом на сцене Большого театра и зала «Россия».
Александру Плисецкому требовалась операция на сердце, которую должны были сделать в США, при содействии Игоря Юшкевича и его новой компании «New York International Ballet Competition». Но в связи с занятостью балетмейстера проведение операции откладывалось. В последний год жизни он вёл активные переговоры о постановке «Серенады для струнного оркестра», что отняло у него много душевных и физических сил. Премьера состоялась в Москве в ноябре 1984 года.
Александр Плисецкий умер 29 октября 1985 года в возрасте 54 лет в Москве во время операции на сердце.
Театральные работы: Вацлав в балете «Бахчисарайский фонтан» (1954), Юноша (1951); Солист (Танец трёх) в балете «Лесная песня», балетмейстеры. О. Г. Тарасова, А. А. Лапаури (Первый исполнитель), (1961); Друг (Друзья Данилы) в балете «Сказ о каменном цветке», балетмейстер Л. М. Лавровский (Первый исполнитель), (1954); Юноша в балете «Паганини», балетмейстер Л. М. Лавровский (Первый исполнитель), (1960); Китаец (1952), Испанец (1969), в балете «Золушка», балетмейстер Р. В. Захаров; Опал в балете «Сказ о каменном цветке», балетмейстер Л. М. Лавровский, (1954); Вариация в балете «Вальпургиева ночь», балетмейстер Л. М. Лавровский, (1959); Солист в балете «Танцевальная сюита», балетмейстер А. А. Варламов), (1959); Адажио из «Лебединого озера», балетмейстер Лев Иванов; Pas de deux из балета «Дон Кихот», балетмейстер Александр Горский; Адажио из балета «Спящая красавица», балетмейстер Мариус Петипа; «Мелодия» на музыку К. В. Глюка, балетмейстер Асаф Мессерер; «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, балетмейстер Асаф Мессерер; «Вальс» на музыку М. Мошковского, балетмейстер Василий Вайнонен; Испанский в опере «Травиата», балетмейстер В. И. Вайнонен (1956); Мазурка из «Лебединого озера», балетмейстеры А. А. Горский, А. М. Мессерер (1966); Принц, Испанский в балете «Щелкунчик» (1954, спектакль МХУ), педагог А. М. Мессерер.
В период с 1973 по 1985 год Александр Плисецкий поставил несколько балетов, в том числе: «Кармен-сюита»[4] на музыку Жоржа Бизе в аранжировке Родиона Щедрина, хор. Альберто Алонсо; «Grand pas classique» из балета «Раймонда» на музыку А. К. Глазунова; «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Гуно; танцы в операх «Турандот» и «Две вдовы» Сметаны; «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, хор. М.Лавровского; «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева; «Серенада для струнного оркестра (балет)» П. И. Чайковского.




Клод Бесси

БЕССИ (Bessy) Клод (р. 20.10.1932, Париж), французская артистка, актриса, педагог.
Клод Бесси поступила в Балетную парижской Оперы Школу в возрасте 9 лет. Четыре года спустя ее приняли в кордебалет Парижской Оперы, где она была сразу замечена. В 1945-1975 гг. - в труппе театра. С 1956 г. этуаль, в 1970-71 гг. возглавляла труппу.
Став в 19 лет первой солисткой, Клод Бесси создает роли в балетах Джорджа Баланчина и Сержа Лифаря. Немногим позже, получив звание балерины, она приступает к классическому репертуару: «Жизель», «Лебединое озеро», «Дафнис и Хлоя» (в постановке Жоржа Скибина).
Вскоре Клод Бесси получает приглашение от труппы Американского Балета и танцует репертуар этой компании в Метрополитен, в Нью-Йорке. В 1960 - в группе "Американ балле тиэтр".
Начиная с 1959 года, Клод Бесси старается открыть двери Парижской Оперы для балета-модерн. Как хореограф Клод Бесси представляет, и во Франции, и за границей, пять своих балетов: «Плей-Бах», «Студия-60», «Муравьи», «Движения», «Концерт в ре».
После серьезной автокатастрофы, грозившей положить конец ее балетной карьере, после сложного перелома ноги, балерина через восемь месяцев вновь выходит на сцену Оперы. Именно тогда Морис Бежар поручил ей исполнение «Болеро» Равеля, которое она танцует с триумфом.
Первая исполнительница главных партий в постановках балетмейстеров: С. Лифаря - "Белоснежка" на музыку Ивена (1951), "Шаги и линии" на музыку Дебюсси (1954), "Фантастическая свадьба" Деланнуа (1955), "Путь к свету" Орика (1957), "Дафнис и Хлоя" Равеля (1958); Дж. Кранко - "Прекрасная Елена" на музыку Оффенбаха (1955); М. Декомбе - "Саррасения" на музыку Бартока (1964) и многих других.
Выступала также в балетах классического репертуара.
В 1972 году ее безукоризненное владение классическим танцев и знание всего репертуара, равно как и новых танцевальных дисциплин, приводят ее на пост директора Балетной школы. Она требует полного пересмотра всех школьных программ.
Гастролировала в СССР в 1958, 1961 и 1970.
С 1972 директор балетной школы при парижской Опере.
Приз Анны Павловой (Париж, 1961).
Автор книг "Балерина" ("Danseuse etoile", 1961) и "Танец и ребенок".
Кавалер Ордена Почетного Легиона.





Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли

© 2005-2009 plie.ru
Классы |  Артисты |  Спектакли |  Словарь |  Обучение |  Контакты

Система Orphus
Ошибка или нерабочая ссылка? - Выдели ее и нажми CTRL-ENTER!