Классический танец (балет) и хореография для взрослых, начинающих и продолжающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающиххореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классический танец доступен каждому.
Попробуйте себя в балете!

хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Уроки хореографии для всех:
для взрослых, начинающих с любыми данными.
Индивидуальные занятия и минигруппы 2-3 чел.,
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих любое время (утро, день, вечер, выходные).
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Тел. (985) 640-64-16, м. Тимирязевская
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Добавить в избранное   Сделать стартовой
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Новости
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Видео
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Словарь
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Уроки балета
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Обучение хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  О балете хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Учебное видео хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Академия русского балета (Хореографическое училище имени А. Вагановой)
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Московская государственная академия хореографии
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Пермский государственный хореографический колледж
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих Другие классы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих  Навигация по сайту хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Лента новостей
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
Контакты, обратная связь
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Отзывы и пожелания
Обмен ссылками о танцах, хореографии, классическом танце, балете
Поиск минигруппы
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих   хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
хореография для всех, классический танец для взрослых, балет для начинающих
18/03/2009 Биографии деятелей балета.

Шанне Маргрете

ШАННЕ (Schanne) Маргрете (р. 21.9.1921, Копенгаген), датская артистка балета.
С 1930 училась в школе Королевского датского балета у Х. Ландера, в 1940-66 в труппе Датского Королевского балета (с 1943 солистка этой труппы).
Выступала также во Франции в труппах: Балет Елисейских полей (1946), "Королевский шведский балет" (1951), "Гран балле дю марки де Куэвас" (1955), в римской Опере (1961) и др.
Танцевала во многих балетах Бурнонвиля. Была лучшей исполнительницей партии Сильфиды среди датских танцовщиц её поколения (прыжок Шанне в "Сильфиде" запечатлён на датской почтовой марке); в этой партии в 1966 выступила в последний раз. Шанне - танцовщица романтического направления, её танец отличается лёгкостью, воздушностью.
Другие партии: Жизель; Девушка ("Видение розы" на муз. Вебера, балетмейстер М. М. Фокин), Сомнамбула ("Ночная тень" на музыку Беллини, в обработке Риети, балетмейстер Дж. Баланчин), Дама с камелиями ("Дама с камелиями" Бьерре, балетмейстер К. Ралов), Пьеретта ("Миллионы Арлекина" Дриго, балетмейстер Брено), "Па-де-катр" (по Ж. Перро), Тальони и Гран ("Па-де-натр" Пуни), "Шопениана", главная партия в "Симфонии до мажор" на музыку Биэе (балетмейстер Баланчин), Май ("Двенадцать пассажиров почтового дилижанса" Ри-сагера), Девушка ("Желание" на муз. Гершвина) и др., а также в современных датских балетах.
С 1966 работает как педагог-репетитор.




Бикчурин Алик Салихович

БИКЧУРИН Алик Салихович (род. 21 сентября 1937 г., с. Верхние Киги БАССР), артист балета.
Окончил Башкирский государственный университет (правовед), Ленинградское хореографическое училище.
В 1956—1976 — солист балета Башкирского государственного театра оперы и балета
В 1976—1985 — работал зав. орг. инструкторским отделом обком профсоюза рабочих строительства и ПСМ.
С 1985 г. — директор Башкирского хореографического училища им. Р. Нуреева.
Заслуженный артист Республики Башкортостан.




Манохин Федор Николаевич

МАНОХИН Федор Николаевич (10 (22) сентября 1822 – 22 марта (4 апреля) 1902) - артист, балетмейстер, педагог.
Родился в семье отпущенного на волю крепостного крестьянина.
По окончании Петербургского театрального училища (педагог А.Титюс) в 1842-1861 годах танцевал в моосковском Большом театре.
Актер многогранных возможностей, специализировался на исполнении и постановке характерных танцев.
Основываясь на прочной московской традиции характерного танца, утверждал на сцене национальную самобытность русской хореографии. Был знатоком плясового фольклора.
Ставил танцы в русских операх («Русалка», 1865; «Рогнеда». 1868; «Громобой», 1869; «Воевода», 1869; «Демон», 1875), дивертисментах, драматических спектаклях («Снегурочка» А. Н. Островского).
Поставил балет «Влюбленная баядерка» на музыку Д. Ф. Обера (1867).
Как балетмейстер работал до 1883.
Преподавал в Московском театральном училище до 1869.
Ученики: сестры П. М. и Н. М. Карпаковы, П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, С. П. Соколов.




Троицкий Николай Петрович

ТРОИЦКИЙ Николай Петрович [р. 1838, Петербург, - 9(22).9.1903, там же], русский артист.
Сценическую деятельность начал в 1854 г. ещё воспитанником Петербургского театрального училища.
С 1857 г., по окончании училища, в Мариинском театре.
В 1864 г. выступил в партии Иванушки ("Конёк-Горбунок", первая постановка, балетмейстер А. Сен-Леон), проявив большое пантомимическое дарование.
Исполнял ведущие комедийные партии: Джон Буль ("Дочь фараона"), Бертрам ("Роберт и Бертрам, или Два вора" Шмидта и Пуньи), Никез ("Тщетная предосторожность"), Фризак ("Фризак-цирюльник, или Двойная свадьба" Минкуса) и др.
Преподавал бальные танцы в петербургских учебных заведениях.
В 1884 вышел в отставку.
На фото: М. Д. Мадаева, Ф. И. Кшесинский, Х. П. Иогансон, Н. П. Троицкий.




Ястребова Нонна Борисовна

Ястребова Нонна Борисовна (22 сентября 1923, Петроград). Артистка балета. Заслуженная артистка РСФСР (1957).
В 1941 окончила ЛХУ (педагог А. Я. Ваганова).
Во время Великой Отечественной войны оставалась в Ленинграде и работала в коллективе, руководимом О.Г.Иордан, выезжала с концертными бригадами в действующую армию.
В 1941-64 в Театре им. Кирова. Классическая балерина лирико-комедийного плана.
Снималась в художественном фильме "Солистка балета" (1946).
Театральные работы: Бэла ("Бэла", 1941, балетмейстер Б. А. Фенстер, выпускной спектакль ЛХУ), Наташа ("Татьяна", 1947, балетмейстер В. П. Бурмейстер), Вера ("Родные поля", 1953, балетмейстер А. Л. Андреев, Н. М. Стуколкина), Эмилия ("Отелло", 1960, балетмейстер В. М. Чабукиани, первое исполнение в Ленинграде), Эльзевира ("Клоп", 1962, балетмейстер Л. В. Якобсон), Аврора, принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Тао Хоа, Гаянэ, Эгина; Маша ("Щелкунчик"), Зарема, Золушка; Китри и Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Гамзатти ("Баядерка"), Мирта ("Жизель"), Жанна ("Пламя Парижа"), в хореографических миниатюрах "Венский вальс", "Конькобежцы", "Вечная весна" ("Хореографические миниатюры").




Сизова Алла Ивановна

Сизова Алла Ивановна, (р. 22.9.1939), артистка балета, народная артистка СССР (1983).
Окончила Ленинградское Хореографическое училище.
Алла Сизова была ученицей Натальи Камковой. Блистательно дебютировала на сцене Мариинского (тогда Кировского) театра, поразив огромным прыжком, феноменальной техникой еще на выпуске, во фрагменте из балета "Корсар" ( который танцевала вместе с юным Р. Нуреевым).
В 1958—88 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Главные партии в балетах: «Жизель» А. Адана, «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича, «Золушка», «Каменный цветок» С. С. Прокофьева, Сильфиды в "Шопениане" и др.
Произвела настоящий фурор на гастролях в Америке и Англии в 1961 году. За исполнение партии принцессы Авроры в фильме-балете "Спящая красавица" получила Премию имени Анны Павловой Парижской Академии танца.
Была партнершей Юрия Соловьева, Сергея Викулова, Михаила Барышникова, Бориса Бланкова.
Из-за тяжелой болезни покинула сцену на несколько лет, но вернулась и выступала в главных партиях до середины 1980-х годов.
Лирическая по складу, балерина даже под конец танцевальной карьеры поражала редким по виртуозности мастерством в ПА ДЕ КАТР на музыку Пуни, сложнейших вариациях из "Пахиты" и "Маркитантки".
В памяти почитателей навсегда остался ее бесконечно привольный полет над сценой Мариинки, нежно поющие руки, тепло и радость, которые всегда дарила людям эта блистательная русская Терпсихора.
С 1988 г. - педагог в Санкт-Петербургской Академии русского балета (до 1991 Ленинградское хореографическое училище).
С 1990 работает в США.




Биргит Кайль

КАЙЛЬ (Keil) Биргит (р. 22.9.1944, Коваршен, Чехословакия), немецкая артистка (ФРГ).
Училась в балетной школе в Штутгарте и школе Королевского балета в Лондоне.
С 1961 г. - в труппе Штутгартский балет.
Кроме ролей классического репертуара, исполняла ведущие партии в балетах Дж. Баланчина - "Симфония до-мажор" на музыку Бизе и "Вальс"; К. Макмиллана - "Сёстры" Мартена, "Фрёкен Юлия" Пануфника, "Реквием" Форе; Дж. Кранко - "Игра в карты", "Опус I" на музыку Веберна, "Туманы" на музыку Дебюсси, "Времена года" на музыку А. Глазунова, "Инициалы Р. Б. М. Е." на музыку Брамса; Г. Тетли - "Произвольности" на музыку Пуленка, "Лабиринт" Берио, "Дафнис и Хлоя", "В ожидании дождя" Нордхайма, "Весна священная"; Й. Килиана - "Возвращение в чужую страну" на музыку Яначека, "Облака" на музыку Дебюсси.




Токомбаева Айсулу Асанбековна

ТОКОМБАЕВА Айсулу Асанбековна (род. 22 сентября 1947), артистка балета. Народная артистка СССР (1981).
Окончила Ленинградское хореогафическое училище в 1966 г. по классу Н.В.Беликовой (ее ученицами были и Л.Семеняка и Г.Мезенцева).
Виртуозная и драматичная.
С 1966 г. в Киргизском театре оперы и балета им.А.Малдыбаева. Партии: Одетта-Одиллия, Никия, Жизель, Аврора, Сильфида, Ширин и Мехменэ-Бану («Легенда о любви» А. Д. Меликова), Фригия («Спартак», хореограф У.Сарбагишев), Кармен, леди Макбет; Томирис («Томирис», легендарная воительница), Асель («Асель» В.Власова, хореограф У.Сарбагишев), Толгонай («Материнское поле», балет-оратория К.Молдобасанова, хореограф У.Сарбагишев), Чолпон («Утренняя звезда» М.Раухвергера, хореограф У.Сарбагишев).
Из статьи Р.Уразгильдеева «Как цветок, твоя легкая тень…», «Советский балет», 1987. № 2:
«…лучшие черты своего дарования – инструментальную точность танца, когда он, выверенный и отточенный в репетиционном зале, льется на сцене как мгновенная импровизация, захватывающая и волнующая своей естественностью и искренностью, тонкое чувство меры, но, пожалуй, самое привлекательное свойство искусства артистки – глубочайший психологизм, умение не только жить страстями и чувствами своих героинь, но и захватывать своими эмоциями зрителей, заставлять их становиться соучастниками, сопереживателями происходящего на сцене…».
Из Статьи Э.Лындиной в «Смене», № 1047, январь 1971 г.:
«Она училась в Ленинграде, в Академическом хореографическом училище имени А. Вагановой, и ленинградская школа - строгость и благородство линий, законченность, красота позы, четкость и чистота хореографического рисунка - все это сказалось в ее партиях, будь то сказочная Аврора в «Спящей красавице», трагическая Мария «Бахчисарайского фонтана» или Асель, ее ровесница и современница, как будто живущая где-то совсем рядом с Айсулу.
Порою личная встреча с актером - таким, каким неожиданно предстает он не на сцене или экране, а в действительной жизни, - может разочаровать, удивить своей несхожестью с тем, какими запомнились его герои или героини. Айсулу точно «одолжила» себя своим героиням.
В ней, какая она есть, - не в пачке или хитоне, - в ней, с которой говоришь после спектакля, усталой, задумчивой, еще вслушивающейся в только что отгремевшую музыку, угадываешь достоинство Асель, веру Одетты, «лебединой королевы», душевную ясность «спящей красавицы» Авроры, верность Фригии («Спартак»).
Она пришла к этим партиям от себя, от того, о чем ей хочется рассказать своим танцем. О молодом художнике, делающем начальные шаги в искусстве, принято говорить, что сделана заявка, а в будущем ему должно оправдать первые удачи. Айсулу Токомбаева молода, всего четыре года назад окончила она хореографическое училище. Но уже сейчас можно говорить о ней - балерине, о ней - актрисе, о ней - индивидуальности. И взамен она получает то высшее, что может получить художник, - любовь зрителей».




Шелков Валентин Иванович

ШЕЛКОВ Валентин Иванович [р. 10(23).9.1906, Одесса - 1980], советский артист, педагог.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).
По окончании Ленинградского хореографического училища (педагог А. И. Пушкин), в 1933-34 гг. в Ленинградском Малом театре, в 1934-51 гг. в Свердловском театре (одновременно педагог Свердловского хореографического училища).
В 1951-76 гг. педагог и директор Ленинградского Хореографического училища.




Цигнадзе Вера Варламовна

ЦИГНАДЗЕ Вера Варламовна (р. 24.9.1926, Баку), советская артистка. Народная артистка Грузинской ССР (1955 г.).
С 1943 г., по окончании Бакинского хореографического училища, в театре им. Ахундова.
В 1946-69 гг. ведущая солистка театра им. Палиашвили.
Многолетняя партнёрша В. М. Чабукиани.
Лучшие партии: Жизель, Одетта - Одиллия, Лауренсия, Китри, Tao Хоа, Дездемона; фея Добра ("Синатле" Киладзе, Государственная премия СССР, 1948), Ирема ("Горда" Торадзе, Государственная премия СССР, 1951), Тамара ("Демон" Цинцадзе) и др.
Строгая академичность формы, отточенное мастерство и экспрессивность сочетались в её танце с женственным обаянием и поэтичностью.
С 1969 г. преподаёт классичесукий танец в Тбилисском хореографическом училище.
Приз Международного фестиваля балета в Будапеште (1969).
Участвовала в гастролях за рубежом.
На фото: Лауренсия - Вера Цигнадзе, Фрондозо - Вахтанг Чабукиани.




Березова Светлана

БЕРЁЗОВА (Beriosova Svetlana) Светлана (р. 24.9.1932, Каунас, Литва - 10.11.1998, Kensington, London), английская артистка.
В 1940 семья эмигрировала в США. Училась в США в школе А. Вильтзака и Л. Шоллар и у своего отца Н. Берёзова– танцовщика классического балета.
Дебютировала в 1941 в партии Клары-девочки ("Щелкунчик", труппа "Оттава балле").
В 1947 в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1948-49 - солистка труппы "Метрополитен-балле" (Лондон), где была первой исполнительницей ведущих партий в балетах на музыку Чайковского - "Узор струн" (балетмейстер Дж. Тарас) и "Девушка с розой" (балетмейстер Ф. Стафф). С В 1950 переехала в Британию и танцевала в Sadler's Wells Ballet Company. (Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле), в 1955-75 ведущая солистка.
Одна из наиболее интересных работ - партия Каприччиозы ("Дама и шут" на музыку Верди, балетмейстер Дж. Кранко).
Первая исполнительница принцессы Прекрасная роза ("Принц пагод", балетмейстер Дж. Кранко), Антигоны ("Антигона" Теодоракиса, балетмейстер Кранко), Персефоны ("Персефона" Стравинского, балетмейстер Ф. Аштон), Жены композитора ("Загадочные вариации" Элгара, балетмейстер тот же) и др.
Обладая строгим, элегантным стилем исполнения классического танца и незаурядной техникой, Березова успешно выступала в партиях Одетты - Одиллии, Авроры, Жизели и др. Гастролировала в СССР с труппой Королевский балет Великобритании (1961).
Покинула сцену в 1975.
Светлана Березова умерла от рака в возрасте 66 лет в Кенсингтоне (Лондон) в 1988 г.




Рамо Жан Филип

РАМО (Rameau) Жан Филип (крещён 25.9.1683, Дижон, - 12.9.1764, Париж), французский композитор.
Работал в качестве органиста в различных городах Франции, с 1722 жил в Париже (с 1745 придворный композитор).
Продолжая традиции Люлли, Рамо писал оперы-балеты и комедии-балеты, в которых стремился к синтезу музыки и драмы (на его опыт в этой области отчасти опирался Глюк в своих реформаторских поисках).
Хореографические сцены в произведениях Рамо стали занимать большее место, чем у Люлли.
Многие произведения Рамо созданы в сотрудничестве с балетмейстером Каюзаком. Среди них: оперы-балеты - "Галантная Индия" (1735), "Празднества Гебы, или Лирические таланты" (1739), "Празднества Полимнии" (1745), "Храм Славы" (1745), "Празднества Гименея и Амура, или Египетские боги" (1747), "Сюрпризы Амура" (1748) и др.; комедия-балет - "Принцесса Наваррская" ("Празднества Рамира"; 1745); лирические комедии - "Платея" (1745), "Палладины" (1760); героические пасторали - "Заис" (1748), "Наис" (1749); балетные акты для опер Рамо и других композиторов - "Пигмалион" (1748), "Гирлянда, или Волшебные цветы" (1751), "Сибариты" (1753), "Рождение Озириса, или Празднество Памилии" (аллегорический балет, 1754), "Анакреон" (1754), "Зефир" (ок. 1754), а также "Нелея и Мир-тис" и "Ио" (не поставлены).
Инструментальная (в частности, балетная) музыка Рамо соединяла в себе героическое начало (идущее от Люлли) с изяществом выражения; в некоторых произведениях ей часто присущ изобразительный, картинно-живописный характер.
Танцы Рамо, сохраняя "галантный" стиль, более темпераментны, динамичны, ритмически остры, чем у его предшественников, гармонический язык свеж и нов, инструментовка отличается блеском и богатством тембровых находок.
Поэтому Рамо чаще, чем другие французские композиторы 17 - 1-й пол. 18 вв., привлекает внимание современных хореографов, например: "Кастор и Поллукс" (опера-балет, 1919, парижская Опера, балетмейстер Н. Гуэрра), "Придворный балет" (на музыку различных дивертисментов Рамо, в обработке Рамо Дезормьера, 1948, балетмейстер С. Лифарь, "Малый Трианон", Версаль), "Павильон Любви" (1948, Штутгарт, балетмейстер Б. Возин), "Галантная Индия" (опера-балет, 1952, парижская Опера, балетмейстер А. Авелин, Х. Ландер, Лифарь). "Ипполит и Арисия" (опера-балет, 1964, П. Лакот). Музыка из цикла "Пять концертов" использована в балете "Эти чарующие звуки..." (1978, Большой театр, балетм. В. В. Васильев).




Ришар Зинаида Иосифовна

РИШАР (в замужестве Мерант) Зинаида Иосифовна (1832-13(25).9.1890), артистка, педагог.
Дочь артистов балета Д. С. Лопухиной и Ж. Ришара.
Воспитанницей Петербургского театрального училища выступала на сцене петербургского Большого театра.
В 1850-56 гг. в труппе этого театра.
Исполняла главные партии в балетах "Сильфида", "Наяда и рыбак" и "Война женщин".
В 1857 г. под именем "мадемуазель Зина" дебютировала в парижской Опере (танцы в опере "Трубадур").
В 1858 г. гастролировала в лондонском театре "Ковент-Гарден".
В июле 1861 г. она вышла замуж за своего партнера и балетмейстера Луи Меранта.
Работала в Париже, Марселе (с 1861 под фамилии мужа - Мерант).
Преподавала танцы, с 1879 г. профессор класса усовершенствования в парижской Опере.
Умерла в Courbevoie 13 сентября 1890 г.




Больм Адольф Рудольфович

БОЛЬМ Адольф Рудольфович (25.09.1884, Петербург - 16.04.1951, Голливуд), балетный танцовщик, балетмейстер и педагог, артист кордебалета и солист Мариинского театра.
Отец, Рудольф Кондратьевич, был скрипачом и помощником дирижера в Михайловском театре.
В 1894 г. поступил и в 1903 окончил балетное отделение Петербургского театрального училища (педагог П.Карсавин) и был принят в кордебалет Мариинского театра. В 1905 стал солистом.
Выступал в классических pas de deux, pas de trois. Среди его партнерш были А.Павлова, Ю.Седова и др.Б., обладая феноменальным прыжком, стремительными вращениями, ярко выраженным мимическим дарованием и огненным темпераментом, рано обратил на себя внимание публики и критиков. В 1907 был приглашен М. Фокиным для гастролей артистов Мариинского театра в Москве. В 1908 организовал первую зарубежную поездку А.Павловой, в которой выступал как ее партнер (участвовали также Л.Егорова, Э.Вилль, А.0бухов, А-Ширяев). Труппа посетила Гельсингфорс, Стокгольм, Копенгаген и Ригу и везде имела огромный успех. В Стокгольме король Густав вручил Б. золотоую медаль «Literis et Artibus».
Пользующийся громадным успехом за границей, Больм не был в должной мере оценен в Мариинском театре, дирекция которого не спешила с его продвижением по службе. Поняв, что его карьера в России складывается неудачно, Больм в 1911 ушел в отставку и уехал к Дягилеву в Париж.
С 1911 стал постоянным артистом труппы Русский балет Дягилева (до 1916), где создал роли Лучника ("Половецкие пляски"), Путника ("Тамара" на музыку Балакирева); исполнил партии Амуна ("Клеопатра" Аренского), Пьеро ("Карнавал"), Шаха ("Шехеразада") и др.
Его партнершами были Т.Карсавина, К.Маклецова. С 1912 занял должность репетитора в труппе.
Во время гастролей в США в 1917 на спектакле «Тамара» повредил ногу и вынужден был оставить труппу. С 1917 обосновался в США. Здесь в том же году организовал собственную труппу «Ballet Intime», включавшую 12 танцовщиков (среди солисток - Рут Пейдж), где был и танцовщиком, и хореографом. В различных труппах ставил балеты: "Петрушка" (1919); "День рождения инфанты" Карпентера (1919), "Механический балет" на музыку Мосолова (1932), "Петя и Волк" на музыку Прокофьева (1940), "Жар-птица" (1945) и др.
С начала 30-х работал в Голливуде, где преподавал и ставил танцы в фильмах-балетах ("Безумный гений", "Мужчины в её жизни", "Жизнь Челлини"), а также для мультфильма "Пляски смерти" ДИСНЕЯ.
Написал мемуары "Дни танцовщика" (1926).
Больм высоко оценен в Америке как хореограф, который в своей постановочной работе часто использовал музыку американских композиторов, занимал американских артистов и тем самым способствовал становлению американского балета. «Американский балет не мог бы стать тем, чем он является сегодня, без него... Его влияние чувствуется и сегодня, спустя двенадцать лет после его смерти».
Больм вел и педагогическую деятельность: в созданной им Школе балета Сан-Франциско (1930-е), в частных школах Лос-Анджелеса (1938-40), в «Ballet Theatre», с 1940-х - в Голливуде. В процессе обучения он следовал методе Э.Чеккетти, на каждом уроке задавая новые хореографические композиции, поражая своих учеников богатой фантазией и сложностью ритмического рисунка. Сам блистательный характерный танцовщик, он в своих уроках также часто использовал движения народного танца.




Шостакович Дмитрий Дмитриевич

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург, - 9.8.1975, Москва], советский композитор. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966). Доктор искусствоведения (1965).
Окончил Ленингродскую (Петрогроградскую) консерваторию по классам фортепьяно (1923, у Л. В. Николаева) и композиции (1925, у М. О. Штейнберга).
Один из крупнейших симфонистов 20 века, Шостакович отразил в своём творчестве наиболее острые и сложные проблемы современности.
В конце 20 - 1-й половине 30-х гг. активно работал в области музыки театра.
Написал балеты - "Золотой век" (1930, Ленинградский театр оперы и балета, балетмейстер В. И. Вайнонен), "Болт" (1931, там же, балетмейстер Ф. В. Лопухов), "Светлый ручей" (1935, Ленинградский Малый театр, балетмейстер Ф. В. Лопухов).
В отличие от опер, написанных на сюжеты русской литературной классики, Шостакович в своих комедийных балетах обращался к современности. Их осн. тема - борьба нового со старым, утверждение оптимистич. мироощущения людей нового общества. Музыка балетов Шостаковича отличается богатством образов, задором, юмором, жизнерадостностью. В ней слышны отголоски массовых песен, бытовой танцевальности, ораторский пафос советской поэзии того времени. В то же время здесь щедро проявилась и лирическая природа дарования композитора во всей её непосредственности и демократической сущности.
Используя в основном традиционные балетные формы, Шостакович стремился к целостности музыкально-драматического развития, чему, например, способствовала продуманная тембровая драматургия.
"Золотой век" и "Болт", написанные как спектакли-ревю, содержали много танцевальных дивертисментов, а также чисто зрелищных постановочных эффектов.
В "Золотом веке" (в основе сюжета - столкновение советских спортсменов, выехавших за рубеж, с враждебно настроенными дельцами от спорта) хореографическое решение было основано на противопоставлении элементов гимнастики, акробатики и физкультурных движений танцам современного Запада, представлению мюзик-холла.
В балете "Болт" (борьба передовых рабочих с лентяями и вредителями) композитор стремился воспроизвести атмосферу самодеятельных агиттеатров 20-х гг., "Синей блузы" и др.
"Светлый ручей" был создан как праздничное театральное представление из колхозной жизни; в нём широко были представлены классические формы и классический танец. Вследствие слабой литературно-драматургической основы балеты Шостаковича не имели длительной сценической жизни (музыка исполняется на концертной эстраде в виде балетных сюит).
Яркое театрально-драматургическое мышление композитора, конкретная образность произведений, особенно проявившаяся в его симфоническом творчестве, вызвали появление как в СССР, так и за рубежом многих хореографических интерпретаций музыки Шостаковича.
Среди них: "Красное и чёрное" ("Странная фарандола", на музыку 1-й симфонии, 1939, Монте-Карло), "Ленинградская симфония" (1945, Нью-Йорк, балетмейстер Л. Ф. Мясин; 1961, театр им. Кирова, балетмейстер И. Д. Бельский), "Танцевальная сюита" ("Вступление", "Весенний вальс", "Полька", "Элегия", "Гавот", "Вальс", "Галоп и кода"; 1959, Большой театр, балетмейстер A. A. Варламов), на музыку 1-го фортепианного концерта - "Мудрые обезьяны" (1960, Лондон, балетмейстер Н. Моррис), "Катализатор" (1961, Штутгарт, балетмейстер Дж. Кранко), "Концерт" (1974, Манчестер, балетмейстер С. Мотрам); "Барышня и хулиган"; "Встреча" (на музыку 9-й симфонии) и "Директивный бантик" (все - 1962, Ленингр. Малый театр, балетмейстер К. Ф. Боярский), "Цветы" (1961, там же, балетмейстер В. А. Варковицкий), "Симфония" (на музыку 1-й симфонии; 1963, Лондон, "Королевский балет", балетмейстер К. Макмиллан), "9-я симфония" (1964, Гамбург, балетмейстер П. ван Дийк), "11-я симфония" ("1905-й год", 1966, Ленингр. Малый театр, балетмейстер Бельский); на музыку 2-го фортепианного концерта - "Концерт" (1966, Западный Берлин, балетмейстер К. Макмиллан), "Чёрный праздник" (197. 1, Нью-Йорк, балетмейстер А. Митчелл); "10-я симфония" (1967, Вупперталь, балетмейстер А. Картер), "Гамлет" (музыка для одноим. кинофильма; 1971, Петрозаводский театр, балетмейстер М. М. Мнацаканян), "Зажгите звёзды!" (1972, музыка Шостаковича и других композиторов, Марсель, балетмейстер Р. Пти), "Священные круги" (на музыку фортепианного квинтета, 1973, Лондон, балетмейстер Д. Друо), "Три афоризма" (1974), "Мечтатели" (на музыку балета "Болт" и "Золотой век", 1975, театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетмейстер Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов).
Шостакович - профессор Ленинградской (с 1939) и Московской (с 1943) консерваторий.
Ленинская премия (1958), Государственные премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР им. Глинки (1974), Государственная премия УССР им. Шевченко (1976).
В 1954 г. удостоен Международной премии Мира.




Дубинин Сергей Павлович

ДУБИНИН Сергей Павлович [12(25).9.1912, Петербург- 1943], артист.
По окончании Ленинградского хореогафического училища (педагог В. И. Пономарёв) в 1930-33 гг. в Тбилисском академическом театре оперы и балета им. З. П. Палиашвили.
В 1933-41 гг. в Ленинградском Малом театре.
Ведущий танцовщик, исполнял классический и современный репертуар.
Первый исполнитель партий: Андре ("Фадетта", 1936, балетмейстер Л. М. Лавровский), Бахметьев ("Кавказский пленник", 1938, балетмейстер тот же), Ашик-Кериб ("Ашик-Кериб", 1940, балетмейстер Б. А. Фенстер, выпускной спектакль Ленинградского хореогафического училища).
Другие партии: Колен, Франц; Балда ("Сказка о попе и о работнике его Балде").
Погиб на фронте.




Петрунин Владимир Петрович

ПЕТРУНИН Владимир Петрович [род. 25.9.1948, Москва] — артист балета, педагог. Народный артист Российской Федерации (1992).
Окончил Московское хореографическое училище (педагог Александр Руденко).
В 1967—1981 и в 1985—1992 годах — солист театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 1981—1985 — солист Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Классический танцовщик, обладал лёгким и мягким прыжком. Успешно исполнял партии в балетах современных хореографов.
В 1992—1993 году преподавал классический танец в Лиссабоне. С 1996 года — педагог Театра классического балета п/р Н. Касаткиной и В. Василёва.
Репертуар в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:
1971 — «Золушка» (балетмейстер А. В. Чичинадзе) — Принц (первый исполнитель партии)
1986 — «Сильфида» (хореография А. Бурнонвиля, возобновление О. М. Виноградова) — Джеймс (первый исполнитель партии)
1987 — хореографическая миниатюра «Романтический дуэт» («Вечер современной хореографии», балетмейстер Д. А. Брянцев) (первый исполнитель партии)
Репертуарные партии: Паоло («Франческа да Римини»); Пётр («Берег счастья»); Армен («Гаянэ»); Душьянта («Шакунтала»); Базиль («Дон Кихот»); Зигфрид («Лебединое озеро»); Франц («Коппелия»); Феб («Эсмеральда»); Конрад («Корсар»); Грей («Алые паруса»); Иванушка («Конёк-Горбунок»); Ромео («Ромео и Джульетта»); Юноша («Шопениана»); Человек («Одинокий голос человека»).
Репертуар в Ленинградском академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова: Альберт («Жизель»); Зигфрид («Лебединое озеро»); Базиль («Дон Кихот»); Джеймс («Сильфида»); Солор («Баядерка»); Солист («Пахита»); Феб («Собор Парижской богоматери»).
Награды и признание:
Первая премия Международного конкурса балета в Осаке (1980).
Заслуженный артист Российской Федерации (1983).
Народный артист Российской Федерации (1992).




Гершвин Джордж

ГЕРШВИН (Gershwin) Джордж (настоящая фамилия - Гершович) (26.9.1899, Бруклин, Нью-Йорк, - 11.7.1937, Беверли-Хилс, Калифорния), американский композитор и пианист. Гершвин родился 26 сентября 1898 г. в нью-йоркском квартале Бруклин, в семье еврейских эмигрантов из Белоруссии (Могилёв). Настоящие имя и фамилия композитора — Янкель Гершовиц. С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Систематического музыкального образования не получил, композиции учился самостоятельно. В 1928 жил в Париже. Автор опер, оперетт, оркестровых произведений. В его музыке своеобразно сочетаются традиции американского (негритянского) джаза, т. н. эстрады Бродвея, с формами европейской муз. классики - оперной, симфонической, концертной. Яркая мелодичность музыки Гершвина, её неизменная связь с песенно-танцевальными ритмами народного фольклора обусловили интерес хореографов к творчеству композитора. Самой масштабной и амбициозной работой в биографии Гершвина стала «фольклорная» опера «Porgy and Bess», 1935, поставленная по роману Дюбоса Хейворда, принимавшего участие и в написании либретто для оперы. В начале 1937 года у него обнаружились симптомы опухоли головного мозга. Гершвина помещают в Лебенен-клинику, где он умер утром 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции по удалению опухоли.




Легат Сергей Густавович

Сергей Густавович Легат (1875—1905) — русский танцовщик, балетмейстер и педагог балета. Представитель династии артистов балета Легат-Обуховых. Сын балетных танцовщиков Петербургской императорской сцены Густава Легата и его жены характерной танцовщицы и пантомимной актрисы Марии Семеновны Легат (урожденной Гранкен), брат Николая Легата. Всего в семье было пятеро детей, и все были отданы в балетную школу.
Сергей Легат родился в Москве 15 (27) сентября 1875 года.
Образование получил в балетном отделении Петербургского театрального училища, которое окончил в 1894 году. Педагоги: П. А. Гердт, X.П.Иогансон, Л. И. Иванов. По окончании училища был принят в кордебалет императорского Мариинского театра, в 1896 был переведён в корифеи, а с 1897 в солисты. Сергей Легат принадлежал к лучшим танцовщикам своего времени.
Среди его партнёрш были прославленные балерины Т. П. Карсавина, М. М. Петипа. В 1902—1903 гг. вместе со своей гражданской женой и постоянной партнёршей по характерным и комедийным номерам Марией Мариусовной Петипа гастролировал в Вене, Париже, Монте-Карло, Будапеште.
Выступал и как балетмейстер, поставив несколько балетных номеров; в 1903 году или, по другим источникам — в 1905 году, совместно с братом Николаем Легатом поставил балет «Фея кукол» Байера для исполнения выдающимися балеринами театра: М. Ф. Кшесинской ("Фея кукол"), А.Павловой (испанка), В.Трефиловой (японка), А.Вагановой (китаянка), О.Преображенской (кукла Бебе). Роли двух Пьеро исполняли М.Фокин и сам Сергей Легат. Сюжет балета был прост: куклы в маленьком магазинчике игрушек ночью оживали и устраивали празднество во главе с феей кукол. Балет был решен полностью в рамках академического стиля, напрочь отметая все реформаторские балетные течения. Оформил спектакль Леон Бакст.
Помимо сценической деятельности, занимался педагогической: с 1896 г. преподавал в Петербургском театральном училище искусство мимики и поддержки. С 1898 г. был репетитором балетной труппы Мариинского театра.
Так же, как брат Н. Г. Легат, он очень неплохо рисовал, в частности, они совместно создали немало карикатур и шаржей на своих товарищей по балетной труппе. Плодом их рисовального творчества стал совместно изданный альбом «Русский балет в карикатурах» (СПБ, 1903), включающий карикатуры на прославленных деятелей русского балета: Э. Чекетти, А. Я. Ваганову, М. К. Обухова, М. И. Петипа, М. М. Петипа, А. В. Ширяева, Т.Карсавину, М. М. Фокина, М. Ф. Ксешинскую и множество других[4], а кроме того создали серию автошаржей и на себя.
Жизнь оборвалась трагически. Во время забастовки артистов в 1905 году он был вынужден снять свою подпись под петицией и подписать документ, направленный против его революционно настроенных коллег по балетному цеху, это несогласие с собственной совестью привело к катастрофе — талантливый артист покончил жизнь самоубийством 19 октября (1 ноября) 1905 года: «утром его нашли с перерезанным бритвой горлом» (Тамара Карсавина).
Жена (гражданский брак): балерина М. М. Петипа, дочь прославленного балетмейстера М. И. Петипа и балетной примы М. С. Суровщиковой-Петипа.
По воспоминаниям Ф. В. Лопухова, сравнивавшего деятельность двух братьев, Сергей Легат «уступал Николаю как танцовщик, но значительно превосходил его как артист». Балерина Тамара Карсавина сказала, что Сергей был всеобщим любимцем труппы, с его смертью «каждый ощутил в душе пустоту, словно из нашей жизни ушел солнечный свет».




Сергеев Николай Григорьевич

СЕРГЕЕВ Николай Григорьевич (27.9.1876, Петербург-23.5.1951, Ницца), артист, режиссёр балета, педагог.
Окончил в 1894 г. Петербургское театральное училище и был принят в Мариинский театр.
С 1903 г. режиссер, с 1904 г. солист, с 1914 г. главный режиссер балетной труппы этого театра. В 1897-1917 гг. педагог Петербургского театрального училища.
В 1918 г. эмигрировал и увёз ряд записей спектаклей Императорского Мариинского театра, выполненных по системе В. И. Степанова ("Спящая красавица", "Царь Кандавл", "Лебединое озеро", "Дочь фараона", "Щелкунчик", всего более 20), по которым реконструировал спектакли в различных труппах, перенося на сцены Западной Европы лучшие образцы русского балетного академизма.
Архив Мариинки, состоящий более чем из двадцати балетных спектаклей, хранится сейчас в театральной коллекции Гарвардского университета США.
В 1922-24 гг. балетмейстер Рижского театра.
В 1933-38 гг. педагог "Сэдлерс-Уэллс балле".
С 1941 г. руководитель школы "Интернешнл балле" (Великобритания), вёл занятия с артистами труппы.




Балдина Александра Васильевна

БАЛДИНА Александра Васильевна (Alexandra Baldina-Kosloff, 27.9.1885, Петербург, - г. смерти неизв.), русская артистка, педагог.
С 1903, по окончании балетного отделения Петербургского театрального училища, в Мариинском театре, в 1905-10 в Большом театре.
Среди партий: Мирта ("Жизель"), фея Сирени, Аврора; богиня Танит ("Саламбо").
Танец Балдиной отличался лёгкостью, изяществом, музыкальностью, одухотворённостью. Участница первого из Русских сезонов в Париже (1909).
С 1910 гастролировала в Лондоне.
С танцовщиком Ф. М. Козловым сформировала труппу, с которой выступала в США.
Вела педагогическую работу в Лос-Анджелесе.




Берг Ольга Максимилиановна

БЕРГ Ольга Максимилиановна (14(27).09.1907, Петербург - 5.12.1991, там же), балерина, пианистка, дирижер, педагог, солистка балета Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, концертирующая пианистка.
По окончании Ленинградского хореографического училища (педагог А. Я. Ваганова), с 1925 в Театре им. Кирова, где работала до 1949 г.
Виртуозная танцовщица, исполнительница сольных партий в классических балетах: фея Бриллиантов ("Спящая красавица"), Царица вод ("Конёк-Горбунок"), Ману ("Баядерка"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Мирта ("Жизель").
Среди др. партий: Жанна ("Пламя Парижа"), Паскуала ("Лауренсия"), Нунэ ("Гаянэ"), Злюка ("Золушка").
Её динамичный прыжок, виртуозная техника мелких партерных движений, блестящее владение "заносками" охотно использовались балетмейстерами. Берг поразила современников в гротесковой партии Турка ("Пульчинелла", 1926, балетм. Ф. В. Лопухов, первое исполнение): сильные, динамичные взлёты, двойные туры в воздухе, встречавшиеся прежде лишь в мужском танце, способствовали созданию причудливого, необычного образа.
В 1930 окончила Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано (педагог О. К. Калантарова), в 1948 - по классу дирижирования (педагог И. Э. Шерман).
В 1949-68 дирижер Ленинградского Малого театра. О. Берг - создательница курса "Балетмейстерский анализ партитур", который она читала в Ленинградской консерватории с 1968.




Соловьёв Георгий Фёдорович

СОЛОВЬЁВ Георгий Фёдорович (27 сентября 1929 — 16 августа 2010) — артист балета, фотограф ГАБТа, Заслуженный работник культуры РСФСР.
В 1947 году Георгий окончил Московское хореографическое училище и в том же году Асаф Мессерер принял его в труппу Большого театра.
Как танцовщик, Георгий Соловьёв проработал двадцать один год. В кругу своих звёздных коллег, среди которых М. Плисецкая, Н. Фадеечев, Н.Бессмертнова, Георгий значился характерным танцовщиком. Сотни раз он выходил на сцену, исполняя роли, которые постепенно стали ассоциироваться только с его фамилией. Санчо Панса в «Дон Кихоте», Шут в «Лебедином озере» — его именные создания.
В 1969 году Георгий Соловьёв вступает в должность фотографа-художника при Большом театре, его фотографии неоднократно публикуются в журналах «Балет», «Большой театр», «Советский артист» и во многих книжных изданиях.
В 1983 году уволился и вышел на творческую пенсию.
Главные роли: 1952 — Ведьма на помеле (Опера «Сорочинская ярмарка», Балетмейстер Р. В. Захаров); 1952 — Пан (опера «Фауст», Акт — Вальпургиева ночь, Постановщик Л. М. Лавровский); 1953 — Жером («Пламя Парижа», Постановщик В. И. Вайнонен); 1953 — Джига («Дон Кихот», Постановщик Р. В. Захаров); 1954 — Шут («Лебединое озеро», Постановка А. А. Горского); 1957 — Шут («Золушка», Постановщик Р. В. Захаров); 1965 — Санчо Панса («Дон Кихот», Постановка А. А. Горского).
Награждён медалью «За трудовое отличие» — За большие заслуги в развитии Советского искусства. (15 сентября 1959 года, указ Председателя Верховного Совета СССР от 15 сентября 1959 года).
За заслуги в области Советской культуры присвоено почётное звание Заслуженного работника культуры РСФСР. (15 февраля 1978 года, указ президиума Верховного Совета РСФСР от 15 февраля 1978 года).




Боярчиков Николай Николаевич

БОЯРЧИКОВ Николай Николаевич (р. 27 сентября 1935, Ленинград), российский танцовщик и балетмейстер. Народный артист РСФСР (1985). Государственная премия РСФСР (1977).
Окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог Б. В. Шавров), в 1954-71 — солист Ленинградского Малого Оперного театра. В 1967 окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории (педагоги Ф. В. Лопухов, И. Д. Бельский). Поставил в Ленинградском Малом Оперном театре спектакли: «Три мушкетера» В. Е. Баснера (1964), «Деревянный принц» Б. Бартока (1966).
В 1971-77 — главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета им. Чайковского. Постановки: «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1972), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1973), «Царь Борис» на музыку Прокофьева (1975), «Слуга двух господ» М. И. Чулаки (1976), «Орфей и Эвридика» на музыку рок-оперы А. Б. Журбина (1977). С 1977 — главный балетмейстер Ленинградского Малого Оперного театра. Среди лучших постановок: «Геракл» Н. А. Мартынова (1981), «Макбет» Ш. Э. Каллоша (1984), «Женитьба» Журбина (1986), «Тихий Дон» Л. П. Клинчева (1988), «Петербург» С. П. Баничева (1992). Возобновил в своей редакции «Лебединое озеро» Чайковского (1980) и «Эсмеральду» Ц. Пуни (1982).
Подробно исследуя психологию героя, Боярчиков ставит в центр хореографического повествования нравственный конфликт. Главная тема его балетов — поиски гармонии в дисгармоничном мире. Герой в спектаклях Боярчикова погружен в жизнь духа, в которой воплощается миропорядок Вселенной.




Фёдорова Софья Васильевна

ФЕДОРОВА (ФЕДОРОВА 2-я) Софья Васильевна (16(28).09.1879 Москва - 3.01.1963 Нёйи под Парижем), русская балерина.
Обладая выразительностью драматической актрисы, стихийным темпераментом, она создавала образы, насыщенные внутренним трагизмом. "Ее область - темная мистика души", - говорил Вячеслав Иванов. Для нее ставили балеты Александр Горский и Михаил Фокин. В 1919 г. Федорова покинула Большой театр, а потом и Россию. Жила во Франции, преподавала, выступала в концертах. Оставила сцену в 1928 после триумфального исполнения "Половецких плясок" в труппе Сергея Дягилева. Вскоре сошла с ума. Из больницы ее забрал друг - Г. Мтолповский, и поддерживал ее до конца дней. 34 года она прожила "в легком безумии".
В метрике сказано, что ее отец "московский цеховой, медного цеха". Медники и кузнецы в то время были,обычно, из оседлых цыган.
Федорова окончила Московскую театральную школу. С 1899 года она работала в Большом театре под именем Федоровой 2-й, потому что одна Федорова уже была в кордебалете.
Через год после прихода в Большой она спасла премьеру "Дон Кихота", заменив Е. Гельцер в партии Мерседес.
Наибольший успех она имела в балетах А .А. Горского. Ему требовалась именно такая балерина, отличающаяся бурным темпераментом и мастерством перевоплощения. Горский ставил для Федоровой испанские танцы, которые приводили зал в экстаз.
В1909-1913 годах Федорова участвовала в Русских сезонах Дягилева. Она выступала в Париже в "Половецких плясках" и в вакханалии "Клеопатры".
В жизни Федорова производила впечатление худенького и немощного существа, скромного одетого и довольно неряшливого. На сцене в нее словно вселялся бес, она своим неистовством заражала всю труппу. У нее была довольно слабая техника. Ей трудно было танцевать классические роли, но она была несравненной драматической актрисой.
30 апреля 1913 года Федорова выступила в роли Жизели на сцене Большого театра, напугав публику и критиков изображением сумасшествия и смерти героини. Эту роль она готовила в течение пяти лет. Пять лет она мечтала о ней, стремилась к ней и не решалась ее исполнить. Может быть, она предчувствовала, что "Жизель" не принесет ей ничего хорошего. Этот балет стал то ли причиной, то ли проявлением трагедии ее жизни.
Федорова имела в нем определенный успех. Особенно сильное впечатление производила сцена сумасшествия, хотя артистку упрекали, что она сходит с ума слишком натуралистично для балетного театра. Вскоре, однако, выяснилось, что для Федоровой выступления в "Жизели" мучительны, и ей пришлось их прекратить.
8 октября 1913 года театральный врач отметил у Федоровой бессонницу, головокружение, упадок сил, повышенную возбудимость: "Раздражительность, впечатлительность, скорая утомляемость, быстрая, резкая смена в настроении - от полной вялости и апатии с обильными слезами до повышенного бодрого, живого состояния духа".
Выходить на сцену, появляться перед публикой становилось все труднее. Федорова выступала все реже и реже. В декабре 1918 после продолжительной неявки на работу ей перестали платить зарплату.
В январе 1919 года она обратилась в художественно-репертуарный комитет балетной труппы с просьбой о пособии, так как "из-за тяжелой болезни" не могла участвовать в спектаклях. Во врачебном свидетельстве говорилось, что она страдает "остро-неврастеническими явлениями в тяжелой форме".
Федорова переехала в Петроград, так как ее муж, известный певец и режиссер П. Оленин перешел в 1918 году из Большого театра в Мариинский. В 1922 году, после смерти мужа, Федорова отправилась за границу на лечение.
Она не оставила театр. Она выступала в Берлине в пантомиме "Покрывало Пьеретты", поставленной по произведению А. Шницлера. Нина Берберова, видевшая этот спектакль, вспоминала более чем через полвека: "Когда Чабров и Федорова-вторая танцевали польку во втором действии, а мертвый Пьеро появился на балкончике..., я впервые поняла (и навсегда), что такое настоящий театр, и у меня еще и сейчас проходит по спине холод, когда я вспоминаю шницлеровскую пантомиму в исполнении этих трех актеров. Такой театр входит в кровь зрителя не метафорически, а буквально, что-то делает с ним, меняет его, влияет на всю его дальнейшую жизнь".
Из Берлина Федорова отправилась в Париж, где преподавала и выступала в концертах. В 1925-1926 годах она работала в труппе Анны Павловой. В 1928 году Федорова оставила сцену. Она постоянно болела и много времени провела в психиатрических лечебницах.
Младшая сестра Софьи Федоровой, Ольга, также была балериной и выступала на сценах Большого и Мариинского театров под именем Федорова 3-я. У нее была более эффектная внешность, такой же пылкий темперамент, но она производила меньшее впечатление, возможно, потому, что в ней не было болезненности ее несчастной сестры. Умерла она в Ленинграде в 1942 году.




Шмырова Татьяна Ивановна

ШМЫРОВА Татьяна Ивановна [р. 15(28).9.1913, г. Седлец, Польша], советская артистка, педагог. Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1972).
В 1930 г. окончила Ленинградское хореографическое училище (педагоги А. Я. Ваганова, A. M. Монахов), в 1954 г. - театроведческий факультет Ленинградского театрального института, в 1957 г. - аспирантуру ГИТИСа.
В 1930-59 г. в театре им. Кирова.
Среди партий: Испанская принцесса и Мачеха ("Золушка"), тётка Анни ("Тропою грома"), Сваха ("Шурале"), Купчиха ("Каменный цветок"), Мать ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого), русская пляска и мать Параши ("Медный всадник"), Берта, мать Жизели ("Жизель"), характерные танцы в балетах ("Лауренсия", "Пламя Парижа", "Раймонда", "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Конёк-Горбунок", "Щелкунчик", "Гаянэ" и др.) и операх ("Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Руслан и Людмила" и др.).
С 1960 г. педагог Ленинградского хореографического училища.
Автор статей в периодической печати.




Лепешинская Ольга Васильевна

Ольга Васильевна Лепешинская (15 (28) сентября 1916 (1917), Киев — 20 декабря 2008, Москва) — выдающаяся советская балерина, педагог, народная артистка СССР (1951), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950).
Родилась в дворянской семье.
В 1933 году окончила Московское хореографическое училище, дебютировала в Большом театре в балете «Тщетная предосторожность». Обладая искромётной техникой, филигранной точностью движений, живым темпераментом, с успехом танцевала как классические — Китри в «Дон Кихоте» Минкуса, Аврору в «Спящей красавице» Чайковского, Одетту и Одилию в «Лебедином озере» того же автора, — так и современные партии: Тао Хоа в «Красном маке» Глиэра, Жанна в «Пламени Парижа» Асафьева и др. В годы войны выступала на фронте со специально подготовленными программами. В 1943 году на сцене Большого театра состоялась премьера балета «Алые паруса», поставленного по одноименной повести А. Грина. Исполнительницей главной партии Ассоль была Лепешинская. С этим балетом труппа гастролировала по освобождённым городам.
После войны Ольга Васильевна много гастролировала по городам СССР и за рубежом. Среди её партнёров были А. Н. Ермолаев, А. М. Мессерер, П. А. Гусев и другие выдающиеся танцовщики. В 1959 году она станцевала в первом в истории фильме-балете «Граф Нулин».
После завершения карьеры в 1963 году Лепешинская занималась преподаванием как в СССР, так и за границей: в Риме, Будапеште, Мюнхене, Берлине и многих других городах, участвовала в жюри международных конкурсов артистов балета, с 1991 года возглавляла Российскую хореографическую ассоциацию.
Умерла 20 декабря 2008 года в собственной квартире в Москве. «Она уснула и не проснулась, — рассказал родственник балерины».
Похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище в Москве.
Семья
Три брака. Первый муж — кинорежиссёр Илья Трауберг (развелись незадолго до начала Великой Отечественной войны). Второй муж — генерал-лейтенант МГБ СССР Леонид Райхман (арестован в 1951 году, после освобождения к жене не вернулся). Третий муж — генерал армии Алексей Антонов, умер в 1962 году.
Детей не имела; по собственному признанию балерины, «ради балета не родила ребенка», о чём впоследствии сожалела.
Награды и звания
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (28 сентября 2006) — за выдающийся вклад в развитие отечественного хореографического искусства и многолетнюю плодотворную работу.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (12 сентября 1996) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры.
Орден Ленина (1971)
Орден Октябрьской Революции (1986)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1951, 1966)
Орден «Знак Почёта» (1937)
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Народная артистка СССР (1951)
Народная артистка РСФСР (1947)
Заслуженная артистка РСФСР (1942)
Сталинская премия первой степени (1941) — за выдающиеся заслуги в области балетного искусства;
Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной партии в балете «Золушка» С. С. Прокофьева ;
Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение партии Жанны в балете «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева ;
Сталинская премия второй степени (1950) — за исполнение партии Тао Хоа в балете «Красный мак» Р. М. Глиэра)
Благодарность Президента России (2005)[6]
Первая премия I Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге (1947)
Приз «Душа танца» журнала «Балет» в номинации «Мэтр танца» (2000)




Майкл Сомс

СОМС (Somes) Майкл (р. 28.9.1917, Хорсли - 18.11.1994), английский артист.
Учился у К. Блотт, Ф. Биделс, Л. Эспиносы, с 1934 г. - в школе "Сэдлерс-Уэллс балле".
С 1936 г. в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле" (с 1957 г. - Королевский балет), с 1940 г. - солист.
Дебютировал в партии Любовника в балете "Гороскоп" Ламберта (1938 г., балетмейстер Ф. Аштон).
Первый исполнитель партий в балетах Аштона: Дитя света ("Данте-соната" на музыку Листа - Ламберта, 1940).
Мужская партия ("Симфонические вариации" на музыку Франка, 1946), Принц ("Золушка", 1948), Тирезий ("Тирезий" Ламберта, 1951), Аминта ("Сильвия, или Нимфа Дианы", 1952), Ринальдо ("Ринальдо и Армида" Арнольда, 1955), Искандер ("Пери", 1956), Принц ("Ундина", 1958), Отец ("Маргарита и Арман" на музыку Листа, 1963) и др.
Выступал в ведущих ролях классического репертуара ("Спящая красавица", "Лебединое озеро" и др.).
Был партнёром М. Фонтейн.
Сомс - лирический танцовщик, тонко чувствующий музыку. В его искусстве получили выражение особенности английской балетной школы.
В 1950 г. поставил в этой же труппе балет "Летняя интерлюдия" на музыку Респиги.
В 1963 г. перешёл на мимические роли.
В 1963-70 гг. помощник художественный руководителя Королевского балета (с 1970 г. - главный репетитор).




Чернышёва Любовь Павловна

ЧЕРНЫШЁВА Любовь Павловна (17(29).9.1890, Петербург, - 1.3.1976, Ричмонд, Великобритания), русская балерина и педагог.
С 1908, по окончании Петербургского театрального училища (педагог М. М. Фокин), в Мариинском театре.
В 1911 участвовала в Русском сезоне в Париже. В 1912 уехала из России. До 1929 - солистка труппы Русский балет Дягилева, с 1932 - "Балле рюс де Монте-Карло", "Балле рюс дю колонель де Базиль" и др.
Танцевала в постановках балетмейстеров: М. М. Фокина - "Шехеразада" (Зобеида), "Клеопатра" на музыку Аренского (Клеопатра); "Тамара" на музыку Балакирева (Тамара), "Карнавал" (Кьярина); Л. Ф. Мясина - "Женщины в хорошем настроении" на музыку Скарлатти (Констанца), "Пульчинелла" (Пруденца), "Стальной скок" Прокофьева, "Русские сказки" на музыку Лядова; Дж. Баланчина - "Аполлон Мусагет" Стравинского; "Боги-нищие" на музыку Генделя; Д. Лишина - "Франческа да Римини" (Франческа); Б. Ф. Нижинской - "Докучные" на музыку Орика (Орфиза), "Милочки" ("Лоретки").
Вместе со своим мужем С. Л. Григорьевым Чернышева возобновляла постановки различных балетмейстеров, в т. ч. для театров "Ла Скала" и "Сэдлерс-Уэллс" балеты М. М. Фокина "Сильфиды", "Жар-птица" и "Петрушка" (1954-57).
С 1938 преподавала (с 1955 - в труппе "Сэдлерс-Уэллс балле").




Цаплин Виктор Иванович

ЦАПЛИН Виктор Иванович (29.9.1903, Москва, - 11.3.1968, там же), советский артист. Заслуженный артист РСФСР (1951).
По окончании Московского хореографического училища, в 1920-55 гг. в Большом театре.
С 1922 по 1925 год работал в Московском Камерном театре.
Партии: Иванушка ("Конёк-Горбунок"), Каталабют ("Спящая красавица"), Коппелиус ("Коппелия"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Арап ("Петрушка"), Иосиф ("Иосиф Прекрасный"), Учитель танцев ("Золушка"), Боцман ("Красный мак") и др.
Разработал курс «развитие выразительности тела».
Как балетмейстер и педагог работал за рубежом (Китай [1956-1958], Куба [1963]).




Симачёв Анатолий Романович

СИМАЧЁВ Анатолий Романович (29.9.1933, Москва - 10.12.1994, там же), артист, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1976).
Брат Н. Р. Симачёва.
По окончании Московского хореографического училища (педагог И. И. Тарасов) в 1953-80 в Большом театре.
Исполнитель характерных ролей.
Темперамент, мимическая выразительность, безупречное владение как академическим характерным танцем, так и современно й пластикой отличали его творчество.
Партии: Тибальд; Северьян («Каменный цветок»), Незнакомец («Легенда о любви»), Эспада («Дон Кихот»), фея Карабос; Ганс («Жизель»), Дроссельмейер («Щелкунчик»).
Участвовал в гастролях за рубежом.
В 1968-83 гг. педагог МХУ, в 1980-88 гг. педагог-репетитор Большого театра.
Ученики: И. М. Лиепа, Г. Л. Таранда, М. В. Перетокин.
В 1983 г., как ассистент Ю. Н. Григоровича, принял участие в постановке «Дон Кихота» в Датском королевском балете.
С 1988 г. педагог Московсекого государственного театра балета.




Пьерина Леньяни

ЛЕНЬЯНИ Пьерина (итал. Pierina Legnani; 1863—1923, по др. свед. b Milan, 30 Sept. 1868, d Milan, 15 Nov. 1930)— выдающаяся итальянская балерина и балетный педагог, некоторое время была солисткой Мариинского театра в Петербурге, исполнив ряд исторических партий и внеся заметный в русское балетное искусство. Яркий представитель итальянской балетной школы, которой была свойственна виртуозная техника танца, граничащая с акробатикой,
Образование получила в балетной школе при театре «Ла Скала» (Милан) у педагога К. Беретты.
Её дебют состоялся в Милане, выступала в Париже, Лондоне, Брюсселе и Мадриде, Турине. Затем вернулась в Милан, где до 1892 была ведущей солисткой балета театра «Ла Скала».
В 1893 после двухмесячных гастролей в моск. театре "Фантазия" была ангажирована в Мариинском театре, где выступала 8 сезонов, заслужив звание "prima balerina assoluta".
В 1893—1895 совершенствовала своё мастерство в Петербурге у Н. Г. Легата.
В 1893—1901 Леньяни — прима-балерина Мариинского театра, В этом качестве она участвовала в премьерной постановке «Раймонды» А. К. Глазунова и «Лебединого озера» П. И. Чайковского. Она была первой исполнительницей роли Одетты-Одилии. После неё партия перешла к лучшим танцовщицам петербургского балета - Матильде Кшесинской, Анне Павловой, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной.
В ее репертуаре были традиционные спектакли: "Катарина", "Корсар", "Коппелия", "Конек-Горбунок" и поставленные для нее балеты "Золушка", "Лебединое озеро", "Привал кавалерии", "Прелестная жемчужина", "Синяя борода", "Раймонда", "Испытание Дамиса".
Леньяни — одна из последних представительниц итальянской школы виртуозного танца. Редкое сочетание женственной мягкости и пластичности танца с ослепительной виртуозностью помогло Леньяни создать образ Одетты-Одиллии. В балетах «Гарлемский тюльпан» (1887) и «Лебединое озеро» Леньяни впервые в России выполнила 32 фуэте (впоследствии эта комбинация вошла во многие русские балеты).
Балетмейстер Петипа, когда в 1895 году ставил в Мариинском театре балет «Лебединое озеро», ориентировался именно на её исполнение; он использовал музыкальные «дополнительные такты» для возможности вращений, таких тактов набралось 32, это и стало полным количеством фуэте.
В течение нескольких лет Пьерина Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, делающей полное фуэте.
Возвратившись в Италию, работала в театре «Ла Скала».
В начале XX века была одним из педагогов балетной школы театра.

Пьерина Леньяни - выдающаяся итальянская балерина, бывшая примой Мариинского театра, первая исполнительница роли Одетты-Одилии в «Лебедином озере» П. Чайковского. После неё партия перешла к лучшим танцовщицам петербургского балета - Матильде Кшесинской, Анне Павловой, Ольге Преображенской, Тамаре Карсавиной.
В репертуаре Леньяни были и поставленные для нее балеты «Раймонда», «Золушка», «Привал кавалерии», «Синяя борода» и др. Ей была свойственна виртуозная техника танца, граничащая с акробатикой. Так, Леньяни впервые в России выполнила 32 фуэте. Балетмейстер Петипа специально для нее использовал музыкальные «дополнительные такты» в количестве 32 для возможности таких вращений.

Матильда Кшесинская

Пьерина Леньяни вошла в историю и как главная соперница Матильды Кшесинской, которая также стала брать уроки у Э. Чеккетти и первой среди российских балерин овладела этим сложным трюком. В ход шли также и интриги, на которые Кшесинская была мастерица. Так, в очном противостоянии Леньяни вынуждена была танцевать в объемных и неудобных платьях в туфлях на каблуках, в то время когда Кшесинская была в легкой короткой пачке золотистого цвета, которая ей очень шла. Критика наперебой толковала о том, как невыгодно смотрелась Леньяни на фоне легкого, свободного танца Кшесинской.
В другом случае Матильда, в отличие от Леньяни, отказалась надевать фижмы (каркас из китового уса вставлявшийся под юбку), приподнимавшие юбку по бокам и стеснявшие танец. За это тогдашний директор Императорских театров, князь Волконский наложил на нее штраф. Оскорбленная Кшесинская обратилась к Николаю II. На следующий день штраф отменили, но Волконский подал в отставку. Как он говорил, он не может занимать этот пост, если император по просьбе своей фаворитки вмешивается в дела театра. Матильда торжествовала победу. В итоге контракт с Леньяни не был возобновлен.




Капустина Надежда Алексеевна

КАПУСТИНА (настоящая фамилия - Ерганджиева) Надежда Алексеевна [р. 17(30).9.1907, Москва - 27.2.1987, там же], артистка. Заслуженная артистка РСФСР (1947).
По окончании Московского хореографического училища (педагог В. Д. Тихомиров), в 1927-59 гг. в Большом театре.
Была одной из лучших исполнительниц характерных партий: Мерседес ("Дон Кихот"), Андалузка ("Золушка"), Испанка ("Мирандолина"), славянский танец ("Конек-Горбунок"), венгерский, испанский танцы и мазурка ("Лебединое озеро"), мазурка и краковяк (опера "Иван Сусанин" Глинки), мазурка и краковяк ("Бахчисарайский фонтан").
Значительная работа артистки - партия Терезы ("Пламя Парижа", 1933, балетмейстер В. И. Вайнонен, первое исполнение).
Участвовала в гастролях за рубежом.
В 1961-65 гг. преподавала в Московском хореографическом училище.




Экстон Анна Моисеевна

ЭКСТОН (до 1925 Эпштейн) Анна Моисеевна (17(30).9.1908 Тарту – 24.XII 1992 Tаллинн), балерина, балетмейстер и танцевальный педагог.
Училась в Таллинне в студии E. Литвиновой, в Берлине у В. Гзовского и в Париже у O. Преображенской, затем в Московском хореографическом училище.
В 1925-30 годах была солисткой Фламандского Королевского Оперного театра в Антверпене, в 1930-39 гг. выступала по странам Европы (с перерывами) с труппами В. Гзовского и Х. Флеминга, в 1933-35 гг. была балетмейстером и примабалериной оперного театра в Лиепая, 1940-41 гг. балетный педагог и постановщик в "Эстонии" и в 1944-51 гг. руководитель балетной труппы и балетмейстер.
В 1942-44 гг. была участницей Художественного ансамбля ЭССР.
Постановки: "Бахчисарайский фонтан" (1945); "Виндзорские проказницы" Оранского (1947), "Лебединое озеро" (1948), "Лауренсия" (1949), "Красный мак" (1950) и др.
Начала создание Таллиннской балетной школы, в 1946-48 и в 1951-65 была ее директором, а с 1966 и педагогом (ученики: Х. Аасалу, В. Лоо, A. Херкюль, K.-A. Пююман).
Заслуженная артистка ЭССР (1959).
Государственная премия ЭССР 1948.




Флиндт Флемминг

ФЛИНДТ Флемминг (30.9.1936-3.3.2009), датский артист балета и балетмейстер.
Родился в Копенгагене (Дания). В 1955 г. по окончании школы Королевского Датского балета (педагоги Харольд Ландер и Вера Волкова) был принят в эту труппу. Через два года был возведен в ранг солиста. А вскоре началась и его международная карьера. В 1960 г. стал премьером балета Парижской национальной оперы. В качестве приглашенного солиста танцевал в Королевском балете Ковент Гарден, Лондонском фестивальном балете (ныне Английский национальный балет), Балете Рамбер, балете Берлинской оперы. (В 1950 г. принимал участие в празднествах по случаю свадьбы Грейс Келли и Принца Монако Ренье.)
Танцевал в балетах А. Бурнонвиля, Б. Кульберг, Р. Пети, был первым исполнителем главных партий в балетах А. Долина (1957 г.) и Х. Ландера (1962 г.).
Балетмейстерским дебютом стал именно тот балет, что его прославил, - "Урок" по одноименной пьесе Э. Ионеско. Он был поставлен для Датского телевидения в 1963 г. и после трансляции по Евровидению получил приз Италии за лучшее европейское телевизионное музыкальное произведение года. В апреле 1964 г. "Урок" был впервые показан в Париже на сцене Опера Комик, а в октябре того же года - на сцене Королевского театра в Копенгагене.
В 1966 г. - в возрасте 29 лет - Флиндт был назначен артистическим директором Королевского Датского балета (КДБ) и оставался на этом посту в течение последующих двадцати лет. Руководя Королевским Датским балетом, Флиндт создал свой "эксцентричный" репертуар - балеты "Молодой человек должен жениться" П. Нергора, "Чудесный мандарин" Б. Бартока, "Три мушкетера" Ж. Делерю, "Триумф смерти" Т. Коппеля. Постоянно обращался он и к наследию этого прославленного театра, в частности, предложил свои реконструкции балетов Бурнонвиля - "Сильфиды" Х. Левеншелля (Левенсхолда) (1967 г.) и "Тореадора" Э. Бьерно по Э. Хельстеду (1978 г.). В его редакциях шли балеты "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" П. Чайковского. При нем в репертуар Королевского Датского балета вошли балеты Глена Тетли, Хосе Лимона, Пола Тейлора.
В 1978 г. Флиндт создал собственную труппу. В том же году в помещении копенгагенского цирка с большим шумом прошла премьера балета "Саломея" П.М. Дэвиса в его постановке.
В 1981-89 гг. руководил труппой Балет Далласа (США, штат Техас). В 1986 г. поставил для нее балет "Федра", над которым работал вместе с Филипом Глассом: основу партитуры составила музыка, написанная Глассом к фильму М. Скорсезе "Мисима: жизнь в четырех главах".
Поставил два балета для Рудольфа Нуреева - "Шинель" на музыку Д. Шостаковича по одноименной повести Н. Гоголя (1989 г., премьера состоялась на фестивале Музыкальный май во Флоренции) и "Смерть в Венеции" по новелле Т. Манна (1991 г.) на музыку Б. Бриттена. В 1990 г. с балетом "Шинель" впервые в Европе - на Эдинбургском фестивале - выступила труппа Балет Сан-Хозе и Кливленда (ныне Балет Сан-Хозе Силиконовой долины, США, штат Калифорния), главную роль вновь исполнял Нуреев.
В 1991 г. поставил в Королевском Датском балете еще один нашумевший полнометражный балет, музыку для которого также написал Сэр П.М. Дэвис, - "Каролину Матильду". В 2007 г. этот балет был возобновлен в КДБ. В 1992 г., также с КДБ, в честь серебряной свадьбы королевы Дании Маргрете II и принца Хенрика осуществил постановку балета "Дитя Люцифера" на музыку К. Нильсена. В 2004 г. переделал этот балет для труппы Сан-Хозе Силиконовой долины - под названием "Из Африки, или дитя Люцифера" (по мотивам одноименной книги Карен Бликсен). С Балетом Сан-Хозе сотрудничал неоднократно - поставил для него "Урок" (1989/90), "Федру" (2000/01, 2005/06), "Красные туфельки, или Огненные ноги" на музыку Э. Норби (2001/02, КДБ показал премьеру этого спектакля в 1998 г.) и др.
Возобновлял балеты Бурнонвиля в Балете Далласа, миланском театре Ла Скала, Королевском Шведском балете, театре Колон в Буэнос-Айресе (Аргентина), Балете Сан-Хозе.
Входил в состав жюри двух первых международных конкурсов артистов балета в Москве.
Является кавалером французского ордена "За заслуги в искусстве и литературе" и орденов Дании и Швеции.





Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли
Балет: учебное видео, мастер-классы, документальное кино, вариации и спектакли

© 2005-2009 plie.ru
Классы |  Артисты |  Спектакли |  Словарь |  Обучение |  Контакты

Система Orphus
Ошибка или нерабочая ссылка? - Выдели ее и нажми CTRL-ENTER!